ГлавнаяКарта сайтаОбратная связь

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года

Скачать *.docx

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 декабря 2017 г. № 962

О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года

В целях реализации государственной политики в области обеспечения национальной продовольственной безопасности, направленной на повышение обеспеченности качественным продовольствием и его доступности для полноценного питания и здорового образа жизни населения путем развития конкурентоспособного аграрного производства и создания социально-экономических условий для потребления продуктов питания на рациональном уровне, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Доктрину национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года (прилагается).

2. Национальной академии наук Беларуси обеспечивать мониторинг национальной продовольственной безопасности и ежегодно до 1 июля информировать Совет Министров Республики Беларусь о его результатах.

3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 42, 5/13930).

Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
15.12.2017 № 962

ДОКТРИНА
национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года

ВВЕДЕНИЕ

Настоящей Доктриной определяется стратегия устойчивого обеспечения населения продовольствием до 2030 года для полноценного питания и здорового образа жизни путем развития конкурентоспособного аграрного производства, а также создания социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.

В настоящее время Беларусь выходит на новый уровень решения задач продовольственной безопасности. Требуется обеспечить высокое качество питания для населения, востребованность белорусской продукции на внешних рынках, интеграцию в мировой продовольственный рынок. Основой действующей системы обеспечения продовольственной безопасности до настоящего времени являлась Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 42, 5/13930). Основные ее положения и критерии в значительной степени реализованы, а подходы и механизмы требуют совершенствования с учетом новых условий, целей и задач.

Проблема продовольственной безопасности в Республике Беларусь в количественном плане решена, что было обеспечено в ходе реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339), а также Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739). В настоящее время страна полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии, однако допускает на национальный рынок до 15 процентов импортной продукции. Наращивается экспорт агропродовольственных товаров.

Вместе с тем в продовольственной сфере сохраняется ряд нерешенных задач, включая повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции, эффективность экспорта и конкуренции на внешнем рынке, создание интегрированных компаний, выстраивание устойчивой агропродовольственной системы в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

Кроме того, Республика Беларусь как субъект мировой продовольственной системы, обеспечивая достижение национальных приоритетов в сфере социальной и экономической доступности для населения достаточного количества безопасной и питательной пищи, должна учитывать глобальные тенденции продовольственной безопасности и питания.

В настоящее время населением Беларуси в количественном отношении достигнуты нормы потребления практически по всем продуктам питания, однако рацион остается несбалансированным по качеству. Необходим переход на новый уровень развития к безопасному качественному питанию всех социальных групп, формирование предпосылок к которому в виде критериев и нормативов продовольственного снабжения является неотъемлемой задачей настоящей Доктрины.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящей Доктриной закрепляется совокупность научно обоснованных положений, целей и задач долгосрочной государственной политики в области обеспечения и укрепления продовольственной безопасности, а также механизмов и мер по их практической реализации.

Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.

В настоящей Доктрине учитываются основные положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 «О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2016, 5/41842), Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденной Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и уровню запасов продовольственных ресурсов, основные понятия (категории), используемые в сфере продовольственной безопасности.

Настоящая Доктрина основывается на достигнутых результатах в аграрной сфере и новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости, а также учитывает роль Республики Беларусь в обеспечении коллективной продовольственной безопасности государств – членов ЕАЭС, основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.10.2014, 3/3050) и Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Продовольственная безопасность считается достигнутой при наличии для всех людей постоянной физической, социальной и экономической доступности достаточного количества безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.

Продовольственная безопасность – состояние экономики, при котором независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.

Продовольственная независимость – максимальная автономность и экономическая состоятельность национальной продовольственной системы, ее адаптивность к конъюнктуре мирового рынка при рациональном использовании производственного потенциала агропромышленного комплекса (далее – АПК) и активной внешнеэкономической деятельности. Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:

  • оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка (в энергетической оценке 3500 килокалорий на одного человека в сутки) за счет собственного производства на 80–85 процентов, импорта – 15–20 процентов (при этом экспорт продукции может быть неограниченным);
  • недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;
  • критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности. При этом потребление продуктов питания может снизиться до 2300–2800 килокалорий на одного человека в сутки (уровень простого воспроизводства народонаселения).

Безопасность продовольствия – совокупность свойств сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания в нормальных условиях использования, свидетельствующая об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.

Здоровое питание – научно обоснованное питание, обеспеченное ассортиментом безопасных продовольственных продуктов с достаточным количеством питательных веществ, макро- и микроэлементов в оптимальном соотношении в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, характера деятельности, обеспечивающее оптимальную жизнедеятельность человека.

Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов – совокупность свойств и характеристик продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые обусловливают способность удовлетворять физиологические потребности человека при обычных условиях их использования.

Энергетическая и пищевая ценность продуктов питания – свойства, характеризующие наличие и количественное содержание в продукте питательных и биологически активных веществ, определяющих его биологическую и физиологическую ценность, калорийность, усвояемость.

Угрозы – явления и процессы, которые оказывают негативное воздействие на систему продовольственной безопасности и означают уменьшение, отсутствие или разрушение главного ресурса жизни – продуктов питания либо ухудшение их качества и питательно-энергетических свойств.

Индикаторы продовольственной безопасности – показатели, применяемые для оценки, мониторинга, прогнозирования и регулирования продовольственной безопасности. Допустимые значения индикаторов – предельные величины (минимальная и (или) максимальная), отклонение от которых свидетельствует о проявлении деструктивных тенденций в аграрной экономике и социальной сфере и возникновении угроз.

Физическая доступность продовольствия (обеспеченность по спросу) означает наличие сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке и возможность его приобретения, стабильное снабжение населения продуктами питания высокого качества на всей территории государства.

Экономическая доступность продовольствия (обеспеченность по доходам) предполагает достаточный уровень и положительную динамику доходов домашних хозяйств всех категорий при социально приемлемом уровне цен на продукты питания.

Уровни питания населения в соответствии с рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций классифицируются по следующим группам (килокалорий на одного человека в сутки):

  • первый (2300–2800 килокалорий) – исключены голод и недоедание среди населения, рацион питания недостаточен;
  • второй (2800–3600 килокалорий) – ресурсы достаточны для стабильного удовлетворения потребности при несбалансированности рациона, в том числе по микро- и макроэлементам;
  • третий (3000–3500 килокалорий) – потребление достаточно по энергетической оценке и сбалансировано по основным компонентам;
  • четвертый (3000–3500 килокалорий) – сбалансированный рацион, потребление экологических продуктов, улучшение здоровья всех социальных групп, обеспечивается рост народонаселения;
  • пятый (3000–3500 килокалорий) – структура питания позволяет поддерживать здоровый образ жизни человека, продлевать активную жизнедеятельность.

Качество питания характеризует достаточность и сбалансированность рациона питания человека по содержанию основных питательных веществ, микро- и макроэлементов, а также соответствующую культуру потребления на уровне домашних хозяйств.

Рациональная норма потребления – средневзвешенный недифференцированный объем потребности в основных продуктах в расчете на душу населения, который не ограничивается доходами и ресурсными возможностями общества и соответствует сбалансированному питанию, здоровому образу жизни населения. Применяется для определения рациональной потребности Республики Беларусь в основных видах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и потенциальной емкости внутреннего потребительского рынка.

Медицинские нормы потребления продуктов питания представляют собой требования к питанию населения (нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения), используются при планировании производства и потребления пищевых продуктов, оценке резервов продовольствия, разработке мер социальной защиты, планировании питания в организованных коллективах, разработке среднесуточных наборов пищевых продуктов. Разрабатываются Министерством здравоохранения для различных возрастных групп населения, в том числе для детей, а также отдельно для мужчин и женщин.

Органическая продукция – продукция, полученная в результате органического производства, то есть непосредственного создания, переработки, сбора и заготовки с использованием способов, методов, технологий, предусмотренных национальным и международным законодательством в данной области, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Производство и обращение органической продукции развиваются для обеспечения населения высококачественными продуктами питания, удовлетворяющими спрос потребителей на товары, которые производятся с применением технологий, не наносящих вред окружающей среде, и способствуют сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.

ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОИЗВОДСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Устойчивость мировой агропродовольственной системы в средне- и долгосрочной перспективе будут определять следующие факторы и тенденции.

Макроэкономические факторы. Среднегодовой темп роста мировой экономики за 2014–2015 годы находился на уровне 3,2–3,4 процента. При этом показатели роста ВВП дифференцированы по странам: ВВП в государствах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) увеличивается на 1,8 процента в год, в Индии и Китае – на 7,7 и 9,6 процента соответственно. В перспективе до 2024 года прогнозируется прирост ВВП на уровне 2,2 процента в среднем по ОЭСР, в США – 2,6, Китае – 5,2, Турции – 3,5 процента. В России, по оценкам экспертов, в перспективе возможен прирост на уровне 3,1, в Казахстане – 5,4 процента в год.

На структуру и динамику рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия значительное влияние оказывает аграрная политика, в первую очередь уровень государственной поддержки. Например, в Китае доля государственной поддержки сельского хозяйства в общем объеме государственной поддержки в 2014–2015 годах составила около 40 процентов, в Европейском союзе (далее – ЕС) – 18, в США – 13 процентов. Притом что в 1995–1997 годах этот показатель находился на уровне 4,39 и 14 процентов соответственно.

В большинстве стран объем государственной поддержки сельского хозяйства наращивается. В 2014–2015 годах по сравнению с 1995–1997 годами в России он увеличился на 33 процента, Казахстане – 25, США – 6, ЕС – на 2 процента. При этом наибольший удельный вес в его структуре занимает поддержка сельскохозяйственного производителя.

Факторы предложения. Темпы прироста объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия остаются недостаточными для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности растущего населения планеты. Дальнейший рост сельскохозяйственного производства сложно будет обеспечить без учета экологической составляющей: природные ресурсы постепенно сокращаются, вследствие интенсификации систем земледелия страдают экосистемы. Через десять лет из 320 млн. тонн дополнительно произведенного зерна в мире 180 млн. тонн будет фуражным, причем 42 процента этого объема будет произведено в развитых странах, 48 – в развивающихся и 10 процентов – в наименее развитых.

Факторы спроса. Наблюдается последовательное увеличение мирового спроса на продовольствие за счет повышения калорийности рациона питания населения на основе роста доходов в развивающихся регионах. Если в 2002–2004 годах жители наименее развитых стран в виде мяса и мясопродуктов потребляли 52 килокалории на одного человека в сутки, то в 2012–2014 годах – 66, к 2024 году эта цифра может составить 72, в развивающихся странах – 197, 235 и 250, развитых странах – 334, 340 и 354 килокалории на одного человека в сутки соответственно.

Расширяется использование зерна на продовольственные цели при сокращении спроса на биотопливо. В настоящее время 348,5 млн. тонн пшеницы в развивающихся странах используется на продовольствие и 0,28 – на производство биотоплива, в развитых странах – 132 и 6 млн. тонн соответственно. В перспективе это соотношение в развивающихся странах составит 397 и 0,15 млн. тонн, а в развитых – 139 и 7,3 млн. тонн соответственно.

Факторы конъюнктуры. Торговля продовольствием развивается ускоренными темпами. Конъюнктура мировых товарных рынков волатильна, что не позволяет обеспечить гарантированную эффективность экспортных поставок. В 2013–2015 годах в мире доля чистого экспорта в совокупном производстве сухого обезжиренного молока составила 50 процентов, масла растительного – 43, сахара – 33, пшеницы – 22, говядины – 16, мяса птицы – 11, сыра – 11, свинины – 6 процентов. В перспективе экспортная ориентация аграрного производства усилится.

По данным ОЭСР, в большинстве стран мира наблюдаются существенные различия в динамике цен сельскохозяйственных производителей и потребительских цен, которые объясняются неравномерным распределением дохода в рамках продовольственной цепочки. В конце продовольственной цепочки торговля концентрированно воздействует на цены в целях получения максимальной прибыли, тем самым сдерживая нисходящие тенденции конъюнктуры.

Указанные тенденции развития мирового рынка свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе дефицит продовольственных ресурсов сохранится, конъюнктура рынка останется нестабильной, а торговля продолжит развиваться под влиянием не только естественной конкуренции, но и политических факторов. Страны, выступающие в качестве основных производителей и экспортеров продовольствия, будут по-прежнему увеличивать государственную поддержку аграрного сектора, видоизменяя ее структуру и повышая эффективность.

В связи с этим Беларуси важно сохранить высокий уровень самообеспечения, усилив мониторинг факторов и потенциальных угроз своей продовольственной безопасности по всей цепочке движения продовольствия (сельское хозяйство, пищевая промышленность, хранение, оптовая и розничная торговля, потребление, резервы и фонды (запасы), экспорт, импорт), своевременно упреждая их негативное влияние и поддерживая гарантированный уровень экономической и физической доступности продуктов питания для всех категорий населения на всей территории.

ГЛАВА 3
ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Достигнутый в 2013–2015 годах уровень развития собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь позволяет гарантировать физическую доступность для населения продуктов питания в энергетической оценке 3400 килокалорий на одного человека в сутки.

На одного человека в год потребляется 89 килограммов мяса и мясопродуктов, 255 – молока и молокопродуктов, 15 – рыбы и рыбопродуктов, 145 – овощей и продуктов их переработки, 75 килограммов фруктов, ягод и продуктов их переработки, 289 штук яиц (с учетом яйцепродуктов). Уровень потребления основных продуктов питания на одного человека в год в Республике Беларусь в 2010–2015 годах приведен согласно приложению 1. Рацион питания населения не ограничен ресурсами внутреннего рынка, хотя и остается несбалансированным по качеству. Формирование культуры здорового питания населения по-прежнему сдерживается экономическими факторами потребления.

В среднем за 2013–2015 годы страна за счет собственного производства удовлетворяла потребность внутреннего рынка в молоке и молокопродуктах на 213 процентов, мясе и мясопродуктах – на 131, яйцах – на 130, сахаре – на 201, в масле растительном – на 112 процентов (по ассортименту – на 40 процентов). Уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Беларусь в 2010–2015 годах приведен согласно приложению 2.

Достигнутые объемы аграрного производства не только соответствуют оптимистическому уровню продовольственной безопасности, но и позволяют наращивать экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров, обеспечивая поступление валютных средств.

Вместе с тем результаты ежегодного мониторинга продовольственной безопасности свидетельствуют о том, что в стране сохраняется ряд проблем, сосредоточенных прежде всего в экономической и социальной сферах.

Так, сложившийся уровень производительности труда в сельском хозяйстве не позволяет обеспечивать достаточные параметры его эффективности и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

По данным Всемирного банка, валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве в расчете на одного работника в среднем в странах ЕС составляет около 28 тыс. долларов США, Австрии – 45, Германии – 33, Республике Беларусь – 16 тыс. долларов США, ВВП в расчете на душу населения – 32 тыс. долларов США, 44, 41 и 5,8 тыс. долларов США соответственно.

Сложившийся в 2015 году уровень рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (0,6 процента) является недостаточным для расширенного воспроизводства даже с учетом значительной государственной поддержки. Наблюдается рост числа убыточных сельскохозяйственных организаций, а в некоторых регионах оно приблизилось к критическому. Сельскохозяйственные товаропроизводители в долгосрочном периоде испытывают дефицит собственных оборотных средств, растут финансовые обязательства. Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь приведены согласно приложению 3.

Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций находится на уровне 10,3 процента, который является минимально достаточным для обеспечения продовольственной независимости Беларуси.

Высокой остается доля некоторых импортных продуктов в розничной торговле: фруктов – 89 процентов, кондитерских изделий из сахара – 31, фруктовых и овощных соков – 28, масла растительного – 76, крупы гречневой – 39, детского питания – 33 процента.

Вследствие неблагоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках отмечается отрицательная динамика стоимости экспорта агропродовольственных товаров (в 2015 году стоимость экспорта увеличилась за счет объемов продаж на 10 процентов и сократилась за счет уровня цен на 28 процентов).

Зависимость сельскохозяйственной отрасли и предприятий обрабатывающей промышленности от зарубежных поставок в целом умеренная. Доля импортного сырья и материалов в материальных затратах на производство сельскохозяйственной продукции составляет около 12 процентов, пищевых продуктов, включая напитки и табак, – 21 процент.

Недостаточная покупательная способность населения и экономическая доступность продуктов остаются сдерживающим фактором совершенствования структуры питания населения. Отсутствие роста реальных доходов населения не позволяет поддерживать сбалансированное питание. В 2015 году сократилось потребление отдельных видов свежих овощей, фруктов, всех видов рыбы и некоторых молочных продуктов.

Наиболее уязвимыми к угрозам продовольственной безопасности остаются домашние хозяйства с детьми. В 2015 году домашними хозяйствами с одним ребенком потреблялось в расчете на члена домашнего хозяйства в год 71 килограмм мяса и 14 килограммов рыбы, с двумя детьми – 60 и 12, с тремя детьми – 58 и 11 килограммов соответственно. В семьях с тремя детьми отмечено самое высокое потребление картофеля.

Значительными остаются различия в рационе питания городского и сельского населения. По данным за 2015 год уровень потребления молокопродуктов на селе на 28 килограммов ниже, мяса – на 6, фруктов и ягод – на 23 килограмма. Хлеба в сельской местности потребляют больше на 24 килограмма. Причиной тому являются недостаточные для качественного питания уровень доходов сельского населения и эффективность продовольственного снабжения территорий.

Наблюдается зависимость калорийности питания от уровня доходов населения. Калорийность рациона в домашних хозяйствах высшей (20-процентной) группы по доходам на 33 процента превышает показатель низшей группы, а расходы на покупку продуктов питания отличаются на 54 процента.

Увеличивается доля расходов на питание в структуре потребительских расходов населения. В 2015 году этот показатель составил 41,9 процента, тогда как в 2010 году был равен 39 процентам. Менее доступными для покупателя становятся высокоценные продукты. При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным. Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Беларусь приведены согласно приложению 4.

В связи с этим повышение качества питания населения и увеличение потребления экологической и органической продукции в стране в первую очередь связаны с обеспечением ее экономической доступности для всех категорий населения.

ГЛАВА 4
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ И УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз. 

Внешними факторами, снижающими устойчивость продовольственной безопасности, являются:

  • концентрация и монополизация производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия экономически развитыми странами и усиление их доминирования на мировом рынке;
  • возрастающие требования к качеству пищевых продуктов на мировом рынке, которые определяют эффективность экспортной политики Беларуси;
  • все более широкое использование экономически развитыми странами протекционистских мер, включая увеличение государственной поддержки национальных товаропроизводителей;
  • обострение конкуренции в рамках международных и региональных торгово-экономических формирований, включая Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС).

К внутренним факторам, влияющим на устойчивость продовольственной безопасности, относятся:

  • нестабильность сельскохозяйственного производства, обусловленная его зависимостью от природно-климатических условий;
  • экологическая напряженность, вызванная неблагоприятными последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • процессы деградации сельскохозяйственных земель, вызываемые факторами антропогенного и (или) природного характера;
  • недостаточный уровень инноваций в сфере производства, хранения и реализации продовольствия, в том числе производства экологически чистой продукции;
  • недостаточные темпы повышения уровня жизни и качества питания населения;
  • опережение роста цен на потребительские товары над повышением доходов населения;
  • диспаритет цен на сельскохозяйственное сырье, средства производства, услуги, потребляемые в аграрной сфере, и готовую продукцию;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка, особенно в сельской местности, а также механизмов ее стимулирования;
  • менталитет некоторой части населения, ориентированный на распределительные отношения, не позволяющий эффективно использовать рыночные методы мотивации труда.

Перечисленные факторы в определенном их сочетании формируют потенциальные угрозы продовольственной безопасности.

Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая:

  • неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);
  • влияние мирового продовольственного кризиса, кризисов на товарных рынках;
  • регулирование курсов национальных валют в государствах, выступающих в качестве торгово-экономических партнеров Республики Беларусь;
  • импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания;
  • использование продовольствия в качестве рычага внешнеполитического давления (полное или частичное эмбарго на поставки, экспортная экспансия, экономическая зависимость от стран-поставщиков).

Внутренние угрозы могут проявиться под воздействием соответствующих факторов и условий, возникающих в пределах страны:

  • рост потребительских цен на товары и услуги или снижение реальных доходов населения, вызывающие сокращение уровня или изменение структуры питания;
  • ограничение доступности продовольствия для отдельных территорий или групп населения;
  • снижение инвестиционной и инновационной активности аграрно-промышленных хозяйствующих субъектов, сокращение научно-технического потенциала АПК;
  • увеличение задолженности субъектов АПК, осложняющее функционирование на принципах самоокупаемости и самофинансирования;
  • сокращение производственного и экспортного потенциала АПК;
  • усиление импортной зависимости по продовольственным товарам;
  • снижение конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем или внешнем рынке.

Выявление, минимизация негативного влияния и упреждение угроз национальной продовольственной безопасности, а также принятие оперативных мер обеспечения устойчивого социально-экономического развития АПК обусловливают необходимость непрерывного совершенствования методов мониторинга безопасности и системы индикаторов оценки, создания современной информационной инфраструктуры.

ГЛАВА 5
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стратегическая цель национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года – повысить уровень обеспеченности населения и доступность качественного продовольствия для полноценного питания и здорового образа жизни на основе устойчивого развития конкурентоспособного аграрного производства, а также создания социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.

Основными задачами обеспечения национальной продовольственной безопасности являются:

  • устойчивое развитие внутреннего производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной независимости и реализации экспортного потенциала АПК, включая освоение производства новой, востребованной на мировом рынке продукции, в том числе органической;
  • обеспечение безопасности и качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, предусматривающее переход на систему оценки качества по международным стандартам, повышение нормативных требований по безопасности продовольствия для здоровья человека на всех этапах технологического цикла (семеноводство и племенное дело – система сельскохозяйственных машин – земледелие и растениеводство – животноводство – хранение – переработка и сбыт);
  • достижение высокого уровня физической и экономической доступности для населения безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, необходимых для активного и здорового образа жизни;
  • своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния за счет формирования стратегических запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также оперативного мониторинга состояний продовольственной уязвимости конкретных категорий населения;
  • формирование культуры питания населения, ориентированной на потребление пищевых продуктов высокого качества, включая органическую продукцию;
  • формирование высокого уровня грамотности населения в продовольственной сфере посредством его информирования на постоянной основе о состоянии продовольственной безопасности, проводимых государственных мероприятиях по повышению качества жизни, а также об имеющихся возможностях для повышения культуры питания и укрепления здоровья.

ГЛАВА 6
КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Необходимо выделить следующие главные критерии достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года.

1. Устойчивое развитие и повышение эффективности агропродовольственного комплекса за счет:

  • достижения объемов и структуры производства продукции растениеводства и животноводства, позволяющих сбалансировать спрос и предложение по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (таблица 1);
  • обеспечения эффективности и безубыточности сельского хозяйства, а также роста уровня рентабельности продаж до 11–13 процентов к 2030 году;
  • роста доли сельскохозяйственных земель, используемых для получения органической продукции, в общей площади до 3 процентов к 2030 году. 

Таблица 1. Параметры собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 года 

(тыс. тонн)

Наименование продукции

2015 год

2020 год

2030 год

Уровни продовольственной безопасности

критический

оптимистический

Зерно

8 657

10 000

11 500

6 000

9 000

Картофель

5 995

5 628

6 000

5 100

6 000

Овощи

1 686

1 605

1 900

1 100

1 700

Плоды и ягоды

553

550

580

700

1 100

Масло растительное

260

300

350

130

220

Сахар

491

631

631

310

640

Мясо (убойный вес)

1 149

1 300

1 517

900

1 500

Молоко

7 047

9 200

10 500

4 500

7 500

Рыба

18

28

33

28

33

Яйца, млн. штук

3 746

3 914

4 200

2 000

2 900

Примечания:
1. Прогнозные объемы производства на 2020 год приведены с учетом параметров Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.
2. Данные за 2015 год по производству сахара отражают объем продукции, произведенной из сахарной свеклы. 

2. Насыщение внутреннего рынка качественными продуктами питания отечественного производства (при увеличении доли продуктов здорового питания и органических пищевых продуктов до 20 процентов) (таблица 2). Для этого необходимо обеспечить достаточный уровень экономической доступности продуктов питания для населения за счет:

  • роста реальных располагаемых денежных доходов в 1,15–1,27 раза к 2020 году, в 1,14–1,24 раза к 2030 году;
  • достижения оптимального уровня расходов на питание в структуре потребительских расходов населения до 35 процентов к 2020 году и до 33 процентов к 2030 году. 

Таблица 2. Параметры развития емкости внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 года 

Наименование продукции

Емкость внутреннего рынка, 2015 год, тыс. тонн

Среднегодовой темп прироста, процентов

2020 год

2030 год

Зерно и зернопродукты

8620,0

2,0–2,4

1,2–1,4

совершенствование структуры и качества

Картофель и картофелепродукты

5700,0

0,5–0,8

0,5–0,6

рост потребления переработанного продукта и качества сырья

Овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки

1670,0

1,0–1,5

1,0–1,1

увеличение потребления отечественных свежих овощей и равномерное снабжение в течение года

Фрукты, ягоды и продукты их переработки

1000,0

1,5–2,0

1,0–1,5

увеличение доли отечественных свежих фруктов на потребительском рынке до 30 процентов

Масло растительное

250,0

соответствие рациональному уровню

Сахар

370,0

соответствие рациональному уровню

Мясо и мясопродукты

900,0

0,8–1,0

0,5–0,8

совершенствование структуры и качества

Молоко и молокопродукты

3015,0

2,5–3,5

2,0–3,0

совершенствование структуры и качества

Рыба и рыбопродукты

125,0

3,0–4,0

1,0–1,2

повышение уровня самообеспечения до 17,5 процента

Яйца и яйцепродукты, млн. штук

2970,0

совершенствование структуры и качества

Продукты детского питания

22,3*

3,0–3,5

2,0–3,0

увеличение доли отечественных продуктов на потребительском рынке до 80 процентов

Органическая продукция

1,0–2,0

2,0–3,0

формирование спроса

______________________________

* Емкость рынка продуктов детского питания в 2015 году приведена по данным о продажах детского питания организациями торговли Республики Беларусь.

3. Повышение эффективности внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием (таблица 3) за счет:

  • развития экспортного потенциала и увеличения доли экспорта в стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 40 процентов к 2020 году (по отношению к среднему уровню за 2010–2015 годы) и до 45 процентов к 2030 году;
  • снижения импортной составляющей в затратах на производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 20–22 процентов к 2020 году и до 18–20 процентов к 2030 году;
  • снижения доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 15 процентов к 2020 году и до 14 процентов к 2030 году. 

Таблица 3. Параметры развития экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Беларуси до 2030 года 

Наименование показателей

Среднегодовой уровень

2010–2015 годы

2020 год

2030 год

Индекс роста стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в процентах к предыдущему году

5,5

7,0–8,0

5,0–6,0

Индекс роста стоимости импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в процентах к предыдущему году

8,7

5,0–6,0

2,0–3,0

Отношение стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания к стоимости произведенной продукции, процентов

32,3

40,0

45,0

Отношение стоимости потребленных импортных ресурсов к затратам на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, процентов*

23,0

20,0–22,0

18,0–20,0

Доля продажи продовольственных товаров импортного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж продовольственных товаров, процентов

19,5

15,0

14,0

______________________________

* Рассчитывается на основе данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций и организаций промышленности и обслуживающих отраслей Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Приведенные параметры развития внешнеэкономической деятельности рассчитаны с учетом соблюдения критериев продовольственной безопасности.

ГЛАВА 7
ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.

Рекомендуемый перечень индикаторов включает группы:

  • физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (таблица 4);
  • экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия (таблица 5);
  • уровня и качества питания в разрезе категорий населения (таблица 6);
  • экологической устойчивости сельскохозяйственного производства (таблица 7);
  • здоровья населения (таблица 8);
  • уровня информированности населения в сфере продовольственной безопасности и безопасности продовольствия (таблица 9). 

Таблица 4. Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 

Наименование индикатора

Допустимое значение

Отношение уровня производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к потребности по критическому уровню безопасности, процентов1

90–110 процентов по каждому из 10 обеспечивающих продуктов2

Отношение уровня производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к потребности по оптимистическому уровню безопасности, процентов3

»

Интегральный индекс достаточности производства по обеспечивающим видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия4

больше 1

Уровень производства зерна на одного человека в год, килограммов:

 

по критическому уровню потребности

не менее 700

по оптимистическому уровню потребности

не менее 900

Уровень резервов и фондов (запасов) зерна по отношению к оптимистическому уровню потребности, процентов

не менее 15

Уровень потребления основных продуктов питания в год по видам (рассчитанный балансовым методом), килограммов

90–110 процентов рациональной нормы5

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

не менее 103–104

Устойчивость достижения индикативных показателей государственных программ по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, процентов

98–101

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельском хозяйстве, в том числе в сельскохозяйственных организациях, процентов

не менее 306

Соотношение размера кредиторской и дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, раз

1:16

Удельный вес инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, в общем объеме, процентов

не менее 10

Соотношение объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, и валовой продукции сельского хозяйства, процентов

не менее 20

______________________________

Показатель достаточности производства i-вида продукции по критическому уровню продовольственной безопасности БПкрит рассчитывается по формуле

  

где Пi – фактический уровень производства i-вида продукции в стране за отчетный год, тыс. тонн;

Пкрит – критический уровень потребности в продукции i-вида в стране в соответствии с критериями продовольственной безопасности, тыс. тонн.

В перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающих продовольственную безопасность, входят: зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба.

Показатель достаточности производства i-вида продукции по оптимистическому уровню продовольственной безопасности БПопт рассчитывается по формуле

  

где Попт – оптимистический уровень потребности в продукции i-вида в стране в соответствии с критериями продовольственной безопасности, тыс. тонн.

Интегральный индекс достаточности производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (ИБП) по 10 видам продукции (n = 10) рассчитывается по формуле

  

Фактическое значение уровня потребления в год на одного человека по основным продуктам питания (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки, рыба и рыбопродукты, сахар, масло растительное, фрукты, ягоды и продукты их переработки, картофель и картофелепродукты, хлеб и хлебопродукты) может находиться в пределах 90–110 процентов рациональной нормы, что характерно для несбалансированного по качественным параметрам рациона питания населения, но достаточного по энергетической ценности.

Допустимые значения по индикатору определены в соответствии с научно обоснованными критериями самоокупаемости и самофинансирования сельскохозяйственных организаций.

Таблица 5. Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия 

Наименование индикатора

Допустимое значение

Доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, процентов

не более 35,0*

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

не менее 102,2

Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности, процентов

не более 5,5

в том числе в сельской местности

не более 8,0

Соотношение уровня среднедушевых располагаемых ресурсов (в расчете на одного члена домашнего хозяйства) и бюджета прожиточного минимума, процентов

более 230,0

Соотношение средних уровней располагаемых ресурсов 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов

не более 4,0

Соотношение средних уровней расходов на питание 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов

не более 50,0

Соотношение средней калорийности рациона питания 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов

не более 20,0

Уровень регистрируемой безработицы, процентов к численности экономически активного населения

не более 2,0

Соотношение темпов роста производительности труда в народном хозяйстве и реальной заработной платы работников, процентов

101,0:100,0

Доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж, процентов

не менее 85,0

Соотношение темпов роста экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стоимостном и натуральном выражении, процентов

не менее 105,0

______________________________

* Допустимое значение по индикатору обосновано с учетом прогнозируемого роста реальных денежных доходов и достижения сбалансированности рациона питания.

Таблица 6. Индикаторы уровня и качества питания населения по категориям населения 

Наименование индикатора

Рациональная норма потребления

Энергетическая ценность рациона, килокалорий

3400–3500 килокалорий

Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения в год, килограммов

на уровне 90–110 процентов нормы

в том числе:

 

хлеб и хлебопродукты

105,0

молоко и молокопродукты

393,0

мясо и мясопродукты

80,0

рыба и рыбопродукты

18,2

масло растительное

13,2

яйца и яйцепродукты, штук

294,0

картофель и картофелепродукты

170,0

овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки

124,0

фрукты, ягоды и продукты их переработки

78,0

сахар

33,0

Удельный вес в рационе белков животного происхождения, процентов

не менее 55

Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе

1:1,2:4

Примечание. Рациональная норма потребления является средневзвешенной недифференцированной нормой потребления продуктов питания для различных групп населения и применяется для определения рациональной потребности Республики Беларусь в основных видах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и потенциальной емкости внутреннего рынка. 

Таблица 7. Индикаторы экологической устойчивости сельскохозяйственного производства 

Наименование индикатора

Допустимое значение

Удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственных организаций, процентов

0,0 прироста*
(не более 150,6 тыс. гектаров)

Уровень плодородия почв пахотных земель (средний уровень гумуса в почвах пахотных земель), процентов

не менее 2,23*

Общая пестицидная нагрузка на один гектар пашни, килограммов

не более 2,5*

Доля сельскохозяйственных земель, используемых для получения органической продукции, в общей площади, процентов

до 3,0

Удельный вес деградированных осушенных земель с торфяными почвами в общей площади сельскохозяйственных угодий, процентов

0,0 прироста*
(не более 190,0 тыс. гектаров)

Удельный вес нарушенных земель в общей площади земель сельскохозяйственных организаций, процентов

0,0 прироста*
(не более 0,8 тыс. гектаров)

Доля отходов, образовавшихся в сельском хозяйстве, в общем количестве отходов, процентов

не более 0,8

 ______________________________

* Допустимое значение по индикатору определено в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. № 361 «О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.05.2015, 5/40478).

Таблица 8. Индикаторы здоровья населения 

Наименование индикатора

Допустимое значение

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

не менее 75,3*

Суммарный коэффициент рождаемости

не менее 1,75*

Удельный вес населения, оценивающего состояние своего здоровья как хорошее, процентов

не менее 40,0

Удельный вес населения, страдающего избыточным весом, процентов от общей численности

0,0 прироста

Процент детей, здоровье которых родители оценивают как хорошее, процентов

не менее 70,0

Уровень потребления алкоголя на душу населения, литров

не более 6,3

______________________________

* Допустимое значение по индикатору определено в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 «Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2016, 5/41840).

Таблица 9. Параметры обеспечения информированности населения в сфере продовольственной безопасности и безопасности продовольствия 

Наименование параметра

Период внедрения

Размещение в открытом доступе действующих национальных и международных нормативных правовых документов в сфере продовольственной безопасности и безопасности продовольствия

ежегодная актуализация

Проведение дней информирования населения по вопросам обеспечения национальной продовольственной безопасности

»

Публикация в открытом доступе и возможность обсуждения результатов мониторинга национальной продовольственной безопасности, включая оценку качества продуктов питания на внутреннем рынке

»

Наличие обратной связи с населением по актуальным вопросам в рамках интегрированной информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь

постоянно

В целях обеспечения объективности мониторинга перечень и пороговые значения индикаторов продовольственной безопасности должны быть актуализированы по итогам 2020 года, а также при необходимости в случае существенного изменения социально-экономических условий.

ГЛАВА 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях:

  • совершенствование структуры посевных площадей в соответствии с зональными системами земледелия и повышение к концу 2020 года урожайности зерновых культур на 9 процентов к уровню 2015 года, картофеля – на 25, овощей – на 9 процентов, плодов и ягод – в 2,5 раза, рапса – на 31 процент, сахарной свеклы – на 51 процент к уровню 2015 года;
  • сохранение и повышение почвенного плодородия путем ежегодного накопления и внесения не менее 1,7 млн. тонн действующего вещества минеральных удобрений, из них 0,7 млн. тонн – азотных, 0,3 – фосфорных и 0,7 млн. тонн – калийных удобрений, а также доведения объемов внесения органических удобрений до нормативных, предотвращение деградации сельскохозяйственных земель;
  • повышение эффективности производства продукции растениеводства посредством углубления специализации с учетом почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования;
  • инновационное развитие и комплексная модернизация материально-технической базы организаций, осуществляющих деятельность по производству, хранению и переработке продукции растениеводства и животноводства;
  • повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих сокращение материальных и трудовых затрат, снижение себестоимости, улучшение качества продукции для обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках;
  • максимальная реализация потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы за счет соблюдения технологических регламентов при производстве продукции животноводства;
  • оптимизация использования государственной поддержки и регулирования в сфере АПК, установление четких правил субсидирования сельскохозяйственного производства, соответствующих правилам ЕАЭС и нормам ВТО, использование возможностей «зеленой корзины»;
  • повышение уровня защиты страны в сфере биологической безопасности сельскохозяйственных животных и обеспечения безопасности продуктов питания;
  • создание и внедрение новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;
  • формирование системы заинтересованности в результатах труда занятых в сельском хозяйстве, совершенствование подготовки кадров для АПК, закрепление кадров посредством стимулирования и собственности.
  • В области повышения экономической доступности продуктов питания для всех групп населения особое внимание предстоит уделить осуществлению мер, направленных на:
  • обеспечение роста заработной платы, увязанного с темпами роста производительности труда в народном хозяйстве;
  • разработку действенных механизмов мотивации и стимулирования труда;
  • организацию системы внутренней продовольственной помощи населению как формы поддержки устойчивого развития сельского хозяйства;
  • приоритетную поддержку наиболее уязвимых слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания;
  • организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы;
  • снижение уровня малообеспеченности населения.
  • В области регулирования национальной продовольственной безопасности должны быть предусмотрены следующие меры:
  • разработка и внедрение механизмов и инструментов регулирования сбалансированности внутренних продуктовых рынков (формирование и использование резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, проведение интервенционных закупок и продаж, применение биржевых методов формирования цен и прогнозирование (в соответствии с нормами ЕАЭС, Всемирной торговой организации и другими);
  • обеспечение участия отечественных предприятий в государственных закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках ЕАЭС, взаимодействие с потенциальными покупателями в этих странах, банками и другими структурами;
  • организация системы контроля за качеством и безопасностью продукции по всей технологической цепи, включая контроль за оборотом сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, а также меры по сертификации и стимулированию производства экологически чистой, высококачественной продукции.

В области повышения конкурентоспособности производства и сбыта продукции основными мерами должны быть:

  • внедрение инновационных технологий производства, хранения и сбыта продукции, выведение новых высокоурожайных сортов и гибридов, создание высокого генетического потенциала высокопродуктивных, конкурентоспособных пород и групп сельскохозяйственных животных на основе применения новейших методов селекции и разведения;
  • обеспечение качества и безопасности продукции с соблюдением ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-гигиенического режима, осуществление производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки на основе использования системы рациональных норм и нормативов организации и ведения конкурентного производства, контроля и измерения качества продукции и ресурсов, внедрения системы технологических регламентов и стандартов производства в соответствии с требованиями ЕАЭС и международными нормами;
  • стимулирование производства и сбыта качественных продуктов питания, а также продуктов, отвечающих принципам здорового питания, посредством совершенствования финансовой поддержки, налоговой системы, ценообразования, страхования и других мер;
  • повышение эффективности государственной поддержки путем создания в том числе условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;
  • развитие импортозамещающих производств и производственных комплексов в сельском хозяйстве и отраслях пищевой промышленности;
  • создание нормативных правовых условий для привлечения в экономику страны ноу-хау, инновационных технологий, инвестиций в целях достижения мировых стандартов производства продукции, привлечение прямых иностранных инвестиций для развития высокотехнологичных производств;
  • подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным и высшим образованием, владеющих новыми знаниями и инновационными технологиями в области производства, хранения и сбыта продовольствия, обеспечения безопасности пищевых продуктов.

В области кооперации и интеграции в агропродовольственной сфере необходимо предусмотреть:

  • развитие отраслевой и межотраслевой кооперации по производству, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе использования инноваций;
  • создание интегрированных продовольственных систем, ориентированных на производство и снабжение населения продуктами питания высокого качества (программы здорового питания, функционального питания, детского питания и другие);
  • создание в рамках ЕАЭС и на рынках третьих стран совместных продовольственных компаний, которые будут интегрировать конкурентоспособные специализированные производства (сельскохозяйственное сырье, хранение, пищевая промышленность и сбыт), научно-инновационный потенциал (инновационные технологии и разработки) и заниматься продвижением продукции на рынок ЕАЭС и третьих стран.

В области развития научно-инновационного потенциала обеспечения национальной продовольственной безопасности:

  • реализация государственной политики в области здорового питания населения с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании;
  • приоритетное развитие научных исследований в области питания населения и разработки технологий производства, направленных на повышение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • развитие инновационных технологий, обеспечивающих производство продуктов глубокой переработки и реализацию политики импортозамещения (молочная и плодоовощная продукция, детское питание и другое);
  • создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, ресурсосберегающей экономики АПК, обеспечивающей устойчивое развитие отрасли, повышение уровня и качества жизни населения;
  • повышение эффективности использования научно-технического и инновационного потенциала, природных и трудовых ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры;
  • дальнейшее улучшение инновационно-инвестиционного климата и условий для предпринимательской деятельности, развитие рыночной инфраструктуры, расширение внутреннего потребительского рынка.

ГЛАВА 9
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Механизм реализации настоящей Доктрины должен обеспечивать достижение целевых критериев, базироваться на цели и задачах, учитывать организационно-экономические условия их реализации и включать следующие взаимосвязанные подсистемы:

  • механизм выявления, оценки и упреждения угроз продовольственной безопасности, действующий на базе институционального, методологического и информационного обеспечения на национальном и региональном уровнях;
  • механизм нормативного правового обеспечения национальной продовольственной безопасности, не противоречащий международным требованиям;
  • механизм управления и регулирования продовольственной безопасности и устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечивающий выполнение целевых критериев на национальном и региональном уровнях.

Система обеспечения продовольственной безопасности определяется законами Республики Беларусь, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь.

Механизмы реализации настоящей Доктрины обеспечиваются следующими органами государственного управления Республики Беларусь:

Совет Безопасности Республики Беларусь обеспечивает координацию деятельности государственных органов и иных организаций, граждан Республики Беларусь по реализации настоящей Доктрины, включая стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности;

Правительство Республики Беларусь проводит единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности:

  • принимает меры по достижению и поддержанию целевых критериев продовольственной безопасности;
  • координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности;
  • организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;
  • осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Выполнение ежегодного мониторинга национальной продовольственной безопасности обеспечивается Национальной академией наук Беларуси, Министерством экономики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Региональные органы реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, а также формируют и поддерживают необходимые резервы и фонды (запасы) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Гарантией обеспечения национальной продовольственной безопасности является устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также наличие необходимых резервов и фондов (запасов). С учетом сложившегося уровня устойчивости производства и потенциального дефицита ресурсов на внутреннем рынке должен обосновываться и размер резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Минимальный уровень резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида РСmini определяется в процентном отношении к потребности по формуле

  

где OKmaxi – максимальное отрицательное отклонение объема производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида от критического уровня продовольственной безопасности за долгосрочный период;

Пкритi  – объем потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии i-вида по критическому уровню продовольственной безопасности.

Достаточный уровень резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида PCdi определяется в процентном отношении к потребности по формуле

  

где OPсрi – среднее отрицательное отклонение объема производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида от оптимистического уровня продовольственной безопасности за долгосрочный период, тыс. тонн;

Поптi – объем потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии i-вида по оптимистическому уровню продовольственной безопасности, тыс. тонн.

Меры и механизмы, обеспечивающие национальную продовольственную безопасность, направлены на упреждение внутренних и внешних угроз и должны разрабатываться одновременно и согласованно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Разработка и осуществление мер в области обеспечения и укрепления национальной продовольственной безопасности должны основываться на научном обеспечении, включая фундаментальные и прикладные исследования по развитию теоретических аспектов продовольственной безопасности и независимости, выработке перспективных критериев развития и индикаторов, совершенствованию механизмов регулирования продовольственной безопасности и устойчивого функционирования агропродовольственного комплекса в новых условиях.

ГЛАВА 10
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНОГО МОНИТОРИНГА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг состояния продовольственной безопасности и угроз продовольственной безопасности заключается в определении и оценке отклонений значений основных индикаторов от их пороговых значений. При выявлении критических ситуаций и негативных тенденций, угрожающих устойчивости национального АПК, ответственные органы хозяйственного управления должны выработать комплекс мер по их нейтрализации.

Последовательность проведения мониторинга продовольственной безопасности предусматривает следующие этапы.

Этап 1. Анализ глобальных тенденций в обеспечении продовольственной безопасности включает:

  • обзор достигнутого прогресса стран и регионов мира по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) в области сельского хозяйства и ликвидации голода и бедности на период до 2030 года (ООН, Комитет по всемирной продовольственной безопасности);
  • анализ тенденций и факторов, определяющих устойчивость мирового рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • обзор международных оценок уровня продовольственной безопасности, достигнутого в Республике Беларусь.

Этап 2. Комплексная оценка национальной продовольственной безопасности предусматривает:

  • анализ физической доступности продовольствия:
  • факторы и тенденции самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • устойчивость сельскохозяйственного производства на уровне регионов;
  • социально-экономическую эффективность функционирования сельскохозяйственных организаций;
  • конкурентоспособность производства основных видов продовольствия на перерабатывающих предприятиях;
  • динамику и эффективность внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием;
  • формирование и использование стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • оценку экологической устойчивости сельскохозяйственного производства;
  • оценку экономической доступности продовольствия:
  • динамику денежных доходов населения и цен на потребительском рынке;
  • оценку экономической доступности нормативного рациона питания для различных категорий населения;
  • наличие категорий населения с доходами ниже прожиточного минимума и испытывающих материальные затруднения;
  • оценку уровня и качества питания населения:
  • уровень потребления основных продуктов питания по категориям домашних хозяйств;
  • качественную структуру рациона питания;
  • оценку качества жизни и здоровья населения.

Этап 3. Выявление и классификация факторов обеспеченности и потенциальных угроз национальной продовольственной безопасности.

Этап 4. Анализ тенденций и факторов развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включает:

  • оценку и прогноз сбалансированности следующих продуктовых рынков:
  • рынок зерна и зернопродуктов;
  • рынок молока и молокопродуктов;
  • рынок мяса и мясопродуктов;
  • рынок картофеля и картофелепродуктов;
  • рынок овощей, бахчевых культур и продуктов их переработки;
  • рынок фруктов, ягод и продуктов их переработки;
  • рынок сахара;
  • рынок масла растительного;
  • рынок рыбы и рыбопродуктов;
  • рынок яиц и яйцепродуктов;
  • рынок детского питания;
  • рынок органической продукции;
  • конкурентные преимущества и потенциальные угрозы устойчивости продуктовых рынков.

Этап 5. Прогнозирование условий возникновения и разработка мер по упреждению угроз или ликвидации последствий их воздействия на качество жизни населения.

Необходимо разработать и внедрить информационно-аналитическую систему мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь. Система должна иметь соответствующее мировым стандартам информационное и методическое обеспечение, позволять выполнять социальные исследования в сфере продовольственной обеспеченности и культуры питания населения, а также осуществлять информирование населения об основных результатах мониторинга продовольственной безопасности и по актуальным темам.

Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь должна быть разработана и внедрена в Национальной академии наук Беларуси.

Один из разделов системы должен содержать результаты мониторинга качества продуктов питания на внутреннем рынке республики с учетом наличия потенциально опасных для здоровья человека факторов, питательной ценности и потребительских свойств, включая результаты лабораторных исследований продукции отечественного и импортного производства в рамках осуществления государственного контроля.

Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь должна иметь дифференцированный доступ:

  • пользователи, которым предоставляется доступ к защищаемым сведениям;
  • пользователи, имеющие доступ только к подлежащей опубликованию информации.

Структура системы должна включать следующие подсистемы: ведение нормативно-справочной информации, реестров и регистров, управление общими процессами, информационно-аналитическая, официальный сайт в глобальной компьютерной сети Интернет.

ГЛАВА 11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация основных положений настоящей Доктрины позволит:

  • повысить уровень продовольственной безопасности до оптимистического по важнейшим составляющим: физическая доступность – на 10 процентов, качество питания населения – на 25 процентов за счет совершенствования структуры потребления и увеличения в рационе удельного веса продуктов здорового питания и органической продукции;
  • обеспечить условия для насыщения внутреннего рынка качественными продуктами питания отечественного производства (при увеличении доли группы продуктов здорового питания (функциональных, диетических, лечебных) и органических пищевых продуктов до 20 процентов);
  • повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках за счет оптимизации использования потенциала аграрной отрасли, повышения качества растительного и животного сырья, внедрения безотходных и экологически безопасных технологий со щадящим режимом потребления ресурсов;
  • повысить конкурентоспособность республики как субъекта мировой экономики посредством формирования имиджа страны с эффективной системой продовольственной безопасности и национальной стратегией в сфере повышения качества питания и жизни населения. 

 

Приложение 1

к Доктрине национальной
продовольственной безопасности
Республики Беларусь до 2030 года

Уровень потребления основных продуктов питания на одного человека в год в Республике Беларусь в 2010–2015 годах

Наименование продукции

Потребление продуктов питания по годам

Темпы роста в 2015 году к 2014 году, процентов

2010

2013

2014

2015

Хлеб и хлебопродукты, килограммов

86,0

85,0

85,0

86,0

101,2

Молоко и молокопродукты, килограммов

247,0

259,0

252,0

254,0

100,8

Мясо и мясопродукты, килограммов

84,0

91,0

88,0

89,0

101,1

Рыба и рыбопродукты, килограммов

15,7

14,9

15,6

13,2

84,6

Масло растительное, килограммов

15,9

17,7

18,1

18,5

102,2

Яйца и яйцепродукты, штук

292,0

292,0

288,0

288,0

100,0

Картофель и картофелепродукты, килограммов

183,0

179,0

177,0

170,0

96,0

Овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки, килограммов

149,0

146,0

145,0

145,0

100,0

Фрукты, ягоды и продукты их переработки, килограммов

65,0

69,0

76,0

79,0

103,9

Сахар, килограммов

41,1

42,0

42,3

42,3

100,0

 

 

Приложение 2

к Доктрине национальной
продовольственной безопасности
Республики Беларусь до 2030 года

Уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Беларусь в 2010–2015 годах

(процентов)

Наименование продукции

2010 год

2013 год

2014 год

2015 год

Темпы роста в 2015 году к 2014 году

Зерно

93,9

86,5

113,4

101,7

89,7

Молоко

199,4

201,1

211,8

227,0

107,2

Мясо

118,3

132,6

126,0

133,1

105,6

Картофель

102,0

95,7

108,7

105,1

96,7

Овощи и бахчевые

96,9

92,4

97,8

94,8

96,9

Фрукты и ягоды

82,1

52,6

63,5

55,2

86,9

Сахар

205,6

226,5

199,6

176,7

88,5

Масло растительное

69,4

113,6

113,5

108,3

95,4

Рыба

14,5

14,4

12,1

13,1

108,3

Яйца

118,3

129,2

130,7

128,7

98,5

 

 

Приложение 3

к Доктрине национальной
продовольственной безопасности
Республики Беларусь до 2030 года

Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь

Наименование индикатора

Допустимое значение

2010 год

2013 год

2014 год

2015 год

Устойчивость* в 2015 году, процентных пунктов

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), процентов

не менее 103–104

102,5

96,0

103,1

97,5

–5,5

Уровень производства зерна на одного человека в год, килограммов

не менее 700

736,0

803,0

1009,0

912,0

30,3

Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, процентов

не менее 30

–0,8

4,6

7,1

1,2

–28,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

сельскохозяйственные организации

 

–1,3

4,1

6,5

0,6

–29,4

крестьянские (фермерские) хозяйства

 

29,5

33,2

34,8

31,1

1,1

Удельный вес инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, в общем объеме инвестиций, процентов

не менее 10

16,5

13,0

9,1

10,3

0,3

Сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания, миллионов долларов США

положительное

469,6

1593,5

757,4

4,6

положительное

______________________________

* Устойчивость определяется как отношение фактического значения индикатора к допустимому.

 

Приложение 4

к Доктрине национальной
продовольственной безопасности
Республики Беларусь до 2030 года

Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Беларусь

Наименование индикатора

Допустимое значение

2010 год

2013 год

2014 год

2015 год

Устойчивость* в 2015 году, процентных пунктов

Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году

не менее 102,2

114,8

116,3

100,9

94,1

–8,1

Доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств (включая питание вне дома) – всего, процентов

не более 35,0

39,0

39,9

41,6

41,9

–6,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в сельской местности

не более 50,0

40,5

41,0

42,4

42,9

7,1

малообеспеченные

»

47,9

49,7

50,2

47,2

2,8

Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности, процентов

не более 5,5

5,2

5,5

4,8

5,1

0,4

Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения, процентов

не более 2,0

0,7

0,5

0,5

1,0

1,0

Покупательная способность располагаемых доходов населения:

не менее 101 процента роста

 

 

 

 

 

свинина (кроме бескостного мяса), килограммов

 

81,4

92,9

70,7

77,4

8,5

мясо птицы (тушки кур), килограммов

 

100,6

102,3

111,7

107,7

–4,6

рыба мороженая, килограммов

 

126,5

150,0

152,0

122,7

–20,3

масло сливочное, килограммов

 

56,1

56,2

48,0

49,1

1,3

масло подсолнечное, литров

 

176,7

203,4

247,6

196,0

–21,8

молоко, литров

 

562,7

563,5

486,4

488,5

–0,6

яйца куриные, штук

 

2726

2994

2972

2806

–6,6

сахар-песок, килограммов

 

323,7

441,8

442,8

375,3

–16,2

хлеб из муки пшеничной 1-го сорта, килограммов

 

438,7

431,0

373,7

348,7

–7,7

картофель, килограммов

 

654,1

1039,6

836,6

866,4

2,6

капуста кочанная свежая, килограммов

 

523,9

832,8

798,1

672,9

–16,7

лук репчатый, килограммов

 

408,8

660,5

616,8

584,0

–6,3

морковь, килограммов

 

553,2

676,1

803,2

543,9

–33,3

яблоки, килограммов

 

288,8

389,5

452,2

361,3

–21,1

 ______________________________

* Устойчивость определяется как отношение фактического значения индикатора к допустимому. 

 
Поделиться: