ГлавнаяКарта сайтаОбратная связь

Соблюдение требований охраны труда и законодательства о труде при организации деятельности студенческих отрядов

Предупреждение травматизма и пожаров в период уборочной кампании 2018 года

Установлены нормы оснащения первичными средствами пожаротушения помещений производственных и складских зданий, зданий сельскохозяйственного назначения и иных помещений

Презентационные материалы с семинара-учебы по вопросу: «Совершенствование работы по охране труда, транспортной, пожарной, промышленной безопасности и укреплению трудовой и производственной дисциплины в сельскохозяйственных организациях при организации заготовки кормов и проведении уборочных работ в 2018 году»

Семь «золотых правил» производства c нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда (Руководство для работодателей и менеджеров)

Обеспечение безопасности труда и предупреждении несчастных случаев при выполнении работ по заготовке кормов в 2018 году

Мониторинг травматизма с тяжелыми последствиями в 2017 году в сельскохозяйственных организациях республики

7 апреля 2018 года отмечается Всемирный день здоровья, который будет посвящен обсуждению на глобальном и местном уровнях путей достижения Здоровья Для Всех

Рекомендации об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2018 году

Основные рекомендации по охране труда при проведении ремонта и постановке техники на хранение

Основные рекомендации по охране труда при проведении ремонта и постановке техники на хранение

Основные рекомендации по охране труда при проведении ремонта и постановке техники на хранение

Министерство сельского хозяйства и продовольствия обращает внимание, что при подготовке сельскохозяйственных организаций к проведению ремонта и постановке техники на хранение, руководителям и специалистам следует особое внимание уделять организации работы по охране труда и созданию работникам здоровых и безопасных условий труда.

Организовать работу следует так, чтобы исключить причины несчастных случаев прошлых лет:

  • допуск работников к работе без профессиональной подготовки, обучения, инструктажа, стажировки  и проверки знаний по вопросам охраны труда. В ряде организаций проверками было установлено формальное проведение инструктажа — без соответствующих программ, без инструкций по безопасным методам труда, стажировки и регистрации в соответствующих  журналах;
  • не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, особенно защитными очками.  В этот период увеличивается количество работ с применением ударного инструмента, который, как правило, не соответствует требованиям безопасности, в результате чего отколовшийся  металл от ударного инструмента или от деталей наносит травму незащищенным глазам. Аналогичные случаи происходят и при демонтаже деталей при помощи слесарного инструмента без специальных приспособлений и несоблюдения  требований технологических карт на производственные процессы или вообще их отсутствия;
  • неудовлетворительное содержание и недостатки в организации ремонтных мест, работы повышенной опасности проводятся без оформления и выдачи нарядов-допусков, неисправным инструментом, недостаточная освещенность на рабочих местах, загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, отсутствие ограждений травмоопасных участков сельскохозяйственных машин и оборудования;
  • несоблюдение работниками требований инструкций по охране труда.

Справочно: в 2016 году при проведении ремонта сельскохозяйственной техники получили тяжелые травмы 4 работника:

  • 06.10.2016 в СПК «Агрофирма «Лучники» Слуцкого района Минской области тракторист-машинист, осуществляя ремонт трактора, получил травму ноги упавшей деталью;
  • 15.10.2016 в ОАО «Слуцкая Нива» Слуцкого района Минской области тракторист-машинист  при постановке техники на хранение был прижат к стене лафетом;
  • 30.10.2016 в ЧСУП «Золак-Агро» Светлогорского района Гомельской области тракторист-машинист, осуществляя ремонт трактора, получил травму глаза осколком металла;
  • 02.11.2016 в ОАО «Мядельский райагропромэнерго» Мядельского района Минской области водитель (1962 г.р.), осуществляя ремонт автомобиля, получил травму глаза осколком металла.

Поскольку травмы глаз на производстве чаще наблюдаются у малоопытных работников необходимо уделять внимание их обучению правилам охраны труда, связанным с данным видом работы,  и проверке знаний по вопросам охраны труда.

Также при выполнении работ необходимо использовать средства коллективной и индивидуальной защиты глаз, например:

  • защитные корригирующие очки, щитки, маски и полумаски;
  • густые металлические сетки или щиты, которые устанавливаются между верстаками, служат для их ограждения и задержки отлетающих осколков и для защиты глаз находящихся вблизи людей;
  • стеклянные экраны, которые, будучи прикреплены к станку, отклоняют поток мелких осколков.

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда  необходимо  привести ремонтные мастерские и санитарно-бытовые помещения в надлежащее состояние, обеспечить горячее водоснабжение и эффективное отопление помещений.

Руководителям и специалистам всех уровней в  сельскохозяйственном производстве  рекомендуется принять неотложные меры по профилактике травматизма в целом на производстве, строго выполнять свои функциональные обязанности по охране труда, а также требовать от подчиненных соблюдение требований правил и норм по охране труда и других нормативных документов.

В целях предупреждения травматизма и создания надлежащих условий труда работникам сельскохозяйственных организаций необходимо соблюдать основные рекомендации при проведении ремонта и постановке техники на хранение:

1. К работе по подготовке, постановке техники на хранение и снятию с хранения допускаются работники, прошедшие обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.

2. Территория организации должна отвечать требованиям Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила).

3. Транспортные средства, подлежащие очистке, устанавливаются на специально предназначенные для этого места, определяемые работодателем (далее, если не установлено иное, — посты мойки).

4. Наружная мойка транспортных средств, в том числе с применением установок высокого давления, должна проводиться на постах мойки с использованием работающими средств индивидуальной защиты, препятствующих попаданию на их тело воды и моющих растворов.

5. Механизированная мойка транспортных средств проводится при помощи моечной установки (машины), обеспечивающей безопасную очистку транспортных средств от загрязнений.

6. Моечная установка (машина) должна содержаться в технически исправном состоянии и заземляться (зануляться). Заземление должно проверяться в порядке, установленном ТНПА.

7. При мойке агрегатов и деталей транспортных средств не допускается:

  • применять горючие жидкости для мойки (протирки) агрегатов и деталей транспортных средств;
  • курить, пользоваться открытым огнем в помещении, в котором осуществляется мойка агрегатов и деталей транспортных средств.

8.  Работы по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов проводятся в соответствии с инструкцией по охране труда, разрабатываемой работодателем в соответствии с Типовой инструкцией по охране труда при выполнении работ по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 сентября 2014 г. № 33, другими НПА, в том числе ТНПА.

9.  При проведении погрузочно-разгрузочных работ, размещении и креплении грузов на транспортном средстве обеспечивается выполнение требований Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173, других НПА, в том числе ТНПА.

10. При выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту (далее, если не установлено иное, — ТО и Р) транспортных средств должны соблюдаться требования НПА, в том числе ТНПА.

11. Выполнение работ по ТО и Р транспортных средств проводится в специально отведенных местах (посты ТО и Р), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием, предназначенными для выполнения соответствующих видов работ.

12. На посты ТО и Р транспортные средства должны подаваться в чистом и сухом состоянии.

13. Работающие, выполняющие работы по ТО и Р транспортных средств, обеспечиваются соответствующими исправным инструментом, приспособлениями и средствами индивидуальной защиты.

14. Участие водителей, других работающих в выполнении работ по ТО и Р транспортных средств допускается при соответствии их квалификации выполняемым работам.

15. При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работающие должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

16.  Для выполнения работ по ТО и Р транспортных средств работающие обеспечиваются исправными подмостями или лестницами-стремянками. Выполнение работ с приставных лестниц не допускается.

17. Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

18. В зоне ТО и Р транспортных средств не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали транспортных средств горючими и легковоспламеняющимися жидкостями;
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, чистые обтирочные материалы вместе с использованными, отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза;
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой;

19. Не допускается в помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости, пользоваться открытым огнем.

20. При выполнении работ по ТО и Р транспортных средств работающим не допускается:

находиться:

  • в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;
  • в проеме въездных (выездных) ворот во время нахождения или передвижения в них транспортного средства;
  • между транспортным средством и опорой или иным сооружением во время движения или перед началом движения транспортного средства;
  • на крыше движущегося транспортного средства;

производить устранение неисправностей оборудования без наличия соответствующей квалификации самостоятельно;

работать без соответствующего освещения и ограждения рабочих мест;

подниматься на крышу транспортного средства во время его нахождения в проеме въездных (выездных) ворот;

перепрыгивать через открытую осмотровую канаву или переходить через нее при отсутствии переходного мостика;

проводить работы по ТО и Р транспортного средства, стоящего на осмотровой канаве, при отсутствии переходных мостиков;

садиться на край осмотровой канавы вблизи стоящего транспортного средства;

прикасаться незащищенными руками к неизолированным электрическим проводам электроустановок или к участкам электрических проводов с поврежденной изоляцией.

21. Перед подъемом транспортного средства с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на транспортном средстве должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

22. Транспортное средство, установленное на пост ТО и Р, необходимо закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса.

23. Грузоподъемные механизмы, применяемые при подъеме транспортных средств, а также грузозахватные приспособления должны соответствовать требованиям ТНПА, эксплуатационным документам.

24. Подъем транспортных средств проводится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.

25. Не допускается нахождение людей внутри транспортного средства, а также под ним в процессе подъема или опускания транспортного средства грузоподъемным механизмом.

26. При установке транспортного средства на страховочные подставки (тумбы, козелки) необходимо следить за тем, чтобы страховочные подставки были надежно установлены на полу, а кузов прочно опирался на рабочую поверхность каждой опоры.

27. Работы по ремонту и вулканизации шин проводятся в специально выделенных для этого помещениях (цехах, участках, отделениях), оснащенных необходимым шиноремонтным и вулканизационным оборудованием, инвентарем, инструментом, а также вентиляционным оборудованием и средствами пожаротушения, обеспечивающими безопасное выполнение работ.

28. Монтажные и демонтажные работы с шинами выполняются только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

29. Демонтаж шины выполняется на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.

30. При выполнении шиномонтажных работ не допускается:

  • демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
  • снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
  • выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
  • при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
  • монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
  • во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
  • накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины, а также на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
  • применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
  • заменять золотники на колесе различного рода заглушками.

31. Хранение (стоянка) транспортных средств допускается в помещениях и на специально отведенных для хранения (стоянки) транспортных средств площадках (открытых или с навесами).

32. Площадки и полы в помещениях для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места расстановки и проездов транспортных средств.

33. Помещения для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь ворота, открывающиеся наружу и фиксируемые в открытом положении. Проезд перед воротами должен постоянно оставаться свободным.

34. Помещения для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь естественное проветривание и приточно-вытяжную вентиляцию.

35.  Открытые площадки для хранения (стоянки) транспортных средств должны располагаться отдельно от зданий и сооружений на расстоянии, установленном ТНПА.

36. Поверхность открытых площадок для хранения (стоянки) транспортных средств должна быть ровной, а также иметь уклон для стока воды и очищаться от грязи, снега и льда.

37. На транспортном средстве, поставленном на место хранения (стоянки), должно быть выключено зажигание (подача топлива). Транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.

38. Транспортные средства, требующие ремонта, должны храниться отдельно от исправных транспортных средств.

39. Допускается хранить машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию составных частей, требующих складского хранения.

40.  Машины хранят на обозначенных местах по группам, видам и маркам с соблюдением расстояний между ними для проведения профилактических осмотров, а расстояние между рядами должно обеспечивать возможность установки, осмотра и снятия машин с хранения.

41. Перед установкой машин на длительное хранение следует проводить проверку их технического состояния с применением средств технической диагностики.

42. Техническое обслуживание машин при хранении следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 7751–2009 и эксплуатационных документов на машину конкретной марки.

43. Подготовленные к хранению машины сдают лицу, ответственному за хранение машин.

44. Не допускается хранить машины и их составные части в помещениях, содержащих пыль, примеси агрессивных паров или газов.

45.  Работы, связанные с хранением машин, следует производить в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002–75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности».

46.   Техническое обслуживание машин при подготовке к длительному хранению включает:

  • очистку и мойку машин;
  • доставку машин на закрепленные места хранения;
  • снятие с машин и подготовку к хранению составных частей, подлежащих хранению на специально оборудованных складах;
  • герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проникания влаги, пыли;
  • консервацию машин, составных частей, восстановление поврежденного лакокрасочного покрытия;
  • установку машин на подставки (подкладки).

47. Машины после эксплуатации очищают от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, удобрений и ядохимикатов.

48. Очистку машин от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов следует проводить на специальных участках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.

49. Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генераторы, магнето пускового двигателя, реле), предохраняют чехлами из парафинированной бумаги по ГОСТ 16295–93 «Бумага противокоррозионная. Технические условия» или полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354–82 «Пленка полиэтиленовая. Технические условия».

50. После очистки и мойки машины обдувают сжатым воздухом для удаления влаги и доставляют на место хранения.

51. При длительном хранении машин на открытых площадках снимают, готовят к хранению и сдают на склад следующие составные части:

  • электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, стартер, магнето, фары);
  • втулочно-роликовые цепи;
  • приводные ремни;
  • составные части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, резиновые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие сиденья);
  • стальные тросы, мерную проволоку;
  • ножи режущих аппаратов;
  • инструмент и приспособления.

52. Детали для крепления снимаемых составных частей машины устанавливают на свои места.

53. К снятым составным частям прикрепляют бирки с указанием хозяйственного номера машины.

54. Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин (режущие аппараты, отвалы, ножи, сошники, шнеки), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц, а также внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации.

55. Подлежащие консервации поверхности машин очищают от загрязнений, обезжиривают и высушивают.

56. Консервацию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014–78 «Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования» (далее – ГОСТ 9.014–78) или техническими требованиями, указанными в руководстве по эксплуатации машин конкретной марки.

57. При длительном хранении топливная аппаратура (топливные насосы, форсунки, топливные баки) должны быть законсервированы заполнением внутренних полостей топливом с добавкой противокоррозионной присадки или специальными маслами для внутренней консервации.

58. Консервацию внутренних поверхностей машин (двигателя, гидросистемы, узлов трансмиссии, ходовой части) проводят заполнением внутренних полостей рабоче-консервационными маслами.

59.  Выбор средств противокоррозионной защиты, используемых при хранении машин, проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014–78.

60. Состояние машин следует проверять в период хранения в закрытых помещениях не реже одного раза в два месяца, а на открытых площадках и под навесами — ежемесячно.

61. После сильных ветров, дождей и снежных заносов проверку машин и устранение обнаруженных недостатков следует проводить немедленно.

62.  Результаты периодических проверок оформляют в соответствующем журнале проверок.

63. При техническом обслуживании машин в период хранения проверяют:

  • правильность установки машин на подставках или подкладках (устойчивость, отсутствие перекосов, прогибов);
  • комплектность (с учетом снятых составных частей машины, хранящихся на складе);
  • давление воздуха в шинах;
  • надежность герметизации (состояние заглушек и плотность их прилегания);
  • состояние антикоррозионных покрытий (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие коррозии);
  • состояние защитных устройств (целостность и прочность крепления чехлов, ящиков, щитов, крышек).

Обнаруженные дефекты устраняют.

64. Техническое обслуживание машин при снятии с хранения включает:

  • снятие машин с подставок (подкладок);
  • очистку и при необходимости расконсервацию машин, составных частей;
  • очистку, консервацию (или окраску) и сдачу на склад подставок, заглушек, чехлов, бирок;
  • снятие герметизирующих устройств;
  • установку на машины снятых составных частей, инструмента и принадлежностей;
  • проверку работы и регулировку составных частей и машины в целом.

65. Постановку машин (тракторов, комбайнов и других сложных сельскохозяйственных машин) на длительное хранение и снятие их с длительного хранения оформляют соответствующими актами.

66. Операции, связанные с техническим обслуживанием машин при хранении (подготовке, в период хранения и снятии с хранения), следует выполнять под руководством лица, ответственного за хранение машин.

67. При длительном хранении звездочки цепных передач, цепных транспортеров и карданные передачи, винтовые и резьбовые поверхности регулирующих механизмов, поверхности рабочих органов и другие передачи, как открытые, так и защищенные кожухами и щитками, смазывают защитной смазкой (противокоррозионным покрытием).

68. Наружные поверхности составных частей уборочных комбайнов моют и обдувают сжатым воздухом до полного удаления остатков влаги. Внутреннюю поверхность молотилки очищают и обдувают сжатым воздухом. После обдува проводят дезинфекцию внутренних полостей.

69. Ножи режущих аппаратов очищают, покрывают защитной смазкой, вставляют в деревянные чехлы-перчатки, обвязывают проволокой и сдают на склад в соответствии с техническими условиями на них.

70. Мотовила жаток и других зерноуборочных, кормоуборочных машин снимают и ставят на хранение на специальных стеллажах-подставках.

71. На каждом производственном участке должна быть аптечка первой медицинской помощи универсальная с перечнем вложений, входящих в аптечку первой медицинской помощи универсальную, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации».

Содержание лекарственных средств с истекшим сроком годности в аптечке первой медицинской помощи универсальной запрещается.

72. Помещения обеспечиваются водой, соответствующей требованиям СанПиН 10–124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19.10.1999 № 46.

73. При ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение машин и оборудования должны соблюдаться требования:

  • Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25.02.2008 № 14;
  • Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые правила);
  • Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128;
  • ГОСТа 7751–2009 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения» (далее – ГОСТ 7751–2009);
  • других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

 

 
Поделиться: