Вопрос:
Зыгмусь Францевич Каптур из Минской области прислал в адрес Всебелорусского народного собрания собственный разработанный проект по использованию в сельском хозяйстве электролизных католитов. В проекте автор отмечает, что электролизные католиты имеют народно-хозяйственную значимость, позволяют быстро освоить новые технологии по наращиванию более дешевой и качественной сельскохозяйственной продукции, тем самым ежегодно получать больший экономический эффект.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрено Ваше обращение, поступившее в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и сообщаем следующее.
Минсельхозпрод благодарит Вас за внимание, уделяемое развитию сельского хозяйства, в том числе с помощью продвижения технологии, позволяющей на четверть увеличить продуктивность животных и птицы без применения дополнительных кормов.
Справочно: в основе предлагаемой Вами технологии лежит способ получения биологически активных водных растворов путем электролиза слабо-соленого раствора воды – электро-химической активации (ЭХА). Феномен ЭХА был обнаружен и принят к изучению в СССР в конце 70-х годов. В 90-е годы созданы три типа установок с применением данной технологии: СТЕЛ – для синтеза стерилизующих, дезинфицирующих и моющих растворов; АКВАХЛОР – для синтеза газообразной активированной смеси оксидантов и гипохлорида натрия; ИЗУМРУД – для электрохимического кондиционирования и очистки питьевой воды. Указанные установки используются в ряде отраслей, в том числе в нефтегазовой, медицине, промышленности, сельском хозяйстве.
В Республике Беларусь Вы являетесь соавтором разработанной установки электрохимической для изготовления консервирующих, дезинфицирующих и моющих растворов в модификации УЭХ 60–120 и УЭХ 125–250.
В 2015 году на заседании научного совета РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского Национальной академии наук Беларуси» утверждены методические рекомендации по применению в ветеринарной практике электрохимических активированных, консервирующих, дезинфицирующих и моющих растворов, полученных на электрохимических установках в модификациях УЭХ 60–120, УЭХ 125–250. Вместе с тем, применение данной методики для увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы путем ввода биологически активных растворов в рацион кормления детально не изучалось.
Данная установка производства ГП «Белагромаш» находилась в РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского Национальной академии наук Беларуси», однако в связи с отсутствием заинтересованности сельскохозяйственных организаций в производимом продукте в настоящее время установка демонтирована.
В 2017 году от Вас на имя Главы государства поступила просьба по оказанию содействия в разработке технологических регламентов и внедрения данной технологии в производство. Предлагаемая технология с Вашим участием обсуждалась 11 декабря 2017 года специалистами Минсельхозпрода совместно с научными сотрудниками РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». По предоставленным данным исследований и испытаний, эффективность применения вышеупомянутых растворов не имела научного подтверждения. Опыты, проводимые заявителем непосредственно в хозяйственных условиях не корректны, так как в большинстве случаев не соблюдены требования по выполнению равных условий для контрольных и опытных групп (количество животных в группах, средний вес одной головы, и т.д.).
С учетом проделанной работы по разработке и внедрению биологически активных водных растворов для повышения продуктивности животных, Министерство сельского хозяйства и продовольствия рекомендует Вам обратиться в НАН Беларуси для проведения научно-производственных испытаний с дальнейшим направлением соответствующих документов в Государственный комитет по науке и технологиям для определения эффективности применения данной технологии.
Вопрос:
Денис Анатольевич Вишневский из Брестской области прислал вопрос в адрес Всебелорусского народного собрания, в котором вносит предложение передавать проблемные сельскохозяйственные организации в руки частных инвесторов.
Ответ:
Уважаемый Денис Анатольевич!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваше предложение о передаче проблемных сельскохозяйственных организаций в частные руки, поступившее в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Агропромышленный комплекс и его центральное звено – сельское хозяйство являются системообразующими сферами национальной экономики, которые не только обеспечивают продовольственную безопасность страны и устойчивость социально-экономического развития белорусского общества, но и стабильность общественно-политической ситуации в стране.
С учетом этого обеспечение динамичного функционирования сельскохозяйственного производства является одним из важнейших государственных приоритетов социально-экономического развития страны.
В республике на постоянной основе проводится работа по повышению эффективности агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется вопросам финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, в том числе через создание привлекательных условий для субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм собственности, имеющих намерения выступить инвесторами сельскохозяйственного производства.
В соответствии с принятыми решениями Главы государства в настоящее время для инвестора имеется возможность приобретения акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственной организации, предприятий как имущественных комплексов по начальной цене, определенной по рыночной стоимости или оценочной стоимости, сниженной на 20, 50 и 80 процентов в зависимости от результатов работы сельскохозяйственной организации в течение трех лет.
Например, если у сельскохозяйственной организации в течение последних трех лет сложился отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и (или) образовался чистый убыток, то ее начальная цена продажи имущественного комплекса или пакета акций государства снижается на 80 процентов от оценочной стоимости,
Порядок определения оценочной стоимости закреплен в приказе Госкомимущества от 13 января 2017 г. № 6, в результате его применения оценочная стоимость будет приблизительно равна стоимости чистых активов.
Если оценочная стоимость (чистые активы организации) определяется в размере менее одной базовой величины, установленной в Республике Беларусь на дату проведения оценки, то начальная стоимость продажи имущественного комплекса, акций (доли в уставном фонде) составляет одну базовую величину на указанную дату.
Кроме этого, возможна передача полномочий руководителя сельскохозяйственной организации другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с правом последующего выкупа при обеспечении выхода на стабильную работу (выполнении бизнес-плана финансового оздоровления) сельскохозяйственной организации.
Действующие положения о применении указанных выше инструментов в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, находящихся в республиканской собственности закреплены нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399», для организаций коммунальной формы собственности – решениями местных Советов депутатов.
Следует отметить, что для нового собственника сохраняется порядок реструктуризации задолженности сельскохозяйственной организации, предоставленной этой организации в соответствии с актами законодательства.
Также, для инвесторов Минсельхозпродом совместно с облисполкомами сформированы и ежеквартально обновляются инвестиционные предложения сельскохозяйственных организаций. Данные предложения размещены на сайтах облисполкомов, Минсельхозпрода и на интернет-портале «Дорожная карта инвестора» ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации»:
Минсельхозпрод: https://mshp.gov.by/Investments/b1f24b827379273f.html.
Брестского: http://brest-region.gov.by/index.php/ekonomika/investitsii;
Витебского: http://vitebsk-region.gov.by/ru/proekti_invest-ru;
Гомельского: http://gomel-region.by/ru/investoram-ru;
Гродненского: http://agro-grodno.by;
Минского: http://minsk-region.gov.by/upload/data/14–10–2019–47.pdf;
Могилевского: http://mogilev-region.gov.by/category/investitsii_i_innovatsii.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, изъявившие желание в приобретении сельскохозяйственных организаций вправе обратиться в районные исполнительные комитеты по месту расположения организации.
Минсельхозпрод выражает признательность за Вашу гражданскую позицию по укреплению экономики агропромышленного комплекса, в том числе на основе привлечения частного инвестора для повышения эффективности проблемных хозяйств на долгосрочную перспективу.
Вопрос:
Павел Сергеевич Гис из Гродненской области прислал в адрес Всебелорусского народного собрания свои предложения по развитию и поддержке малого бизнеса в АПК, включающие в себя упрощенное налогообложение для работников сельского хозяйства и поддержку молодых семей.
Ответ:
Уважаемый Павел Сергеевич!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваши предложения, поступившие в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением государственной политики в Республике Беларусь.
Аграрный комплекс Беларуси является многоотраслевым, разветвленным и многофункциональным сегментом экономики, в составе которого функционируют различные группы как крупных, так и мелких производителей сельскохозяйственной продукции.
Самыми многочисленными представителями в сфере малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства.
В республике функционирует более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, основным направлением производственной деятельности которых является сфера растениеводства, на долю которой приходится более 90 процентов от всей производимой ими продукции. Фермерство – это более 10 тысяч рабочих мест, которые важны с точки зрения занятости и получения дохода в сельской местности.
Основные направления по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на текущую пятилетку заложены в Государственной программе «Агробизнес 2021 – 2025».
При этом следует отметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства имеют статус юридического лица и пользуются всеми видами государственной поддержки, как и другие сельскохозяйственные организации.
Следовательно, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право участвовать во всех мероприятиях Государственной программы «Агробизнес 2021 – 2025», финансируемых из республиканского бюджета:
- оплата работ по установлению границ земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, и оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки;
- обеспечение первичного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств (строительство дорог, линий электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорации земель);
- посадка плодово-ягодных культур и уход за ними;
Обеспечение организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, современной техникой и оборудованием осуществляется путем прямой продажи по договорам с заводами-изготовителями (их представителями), а также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства».
Одновременно республиканским объединением «Белагросервис» ведется работа по развитию вторичного рынка тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования (www.belagroservice.by, раздел «Каталог восстановленной техники»).
Также крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право выступать получателями кредитов в банке наравне с другими субъектами хозяйствования, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью.
Кредиты предоставляются банками на условиях срочности, возвратности, платности. Принятие решения по предоставлению кредита крестьянскому (фермерскому) хозяйству полностью относится к компетенции банка.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе» крестьянские (фермерские) хозяйства имеют возможность получения в ОАО «Белагропромбанк» льготных кредитов на строительство жилья для работников хозяйства. Кредиты выдаются с рассрочкой на 40 лет под 3% годовых.
Помимо этого, в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств применяется особый режим налогообложения и упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности.
Фермерские хозяйства в течение трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств производится также, как и для сельскохозяйственных предприятий (уплата единого налога в размере 1 % от выручки от реализации продукции).
Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности применяется в крестьянских (фермерских) хозяйствах с численностью не более 15 человек и выручкой за год, не превышающей 110 тысяч базовых величин. Ведение бухгалтерского учета по упрощенной форме осуществляется в книге учета доходов и расходов фермерского хозяйства лично главой хозяйства.
В целях решения вопросов, связанных с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь осуществляет деятельность Общественно-консультативный (экспертный) совет по развитию предпринимательства (далее – Совет).
Информация о деятельности Совета размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Минсельхозпрода (www.mshp.gov.by/about/oksrprp).
В перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства рассматриваются как потенциальные участники в системе государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, способные обеспечить эффективное использование вкладываемых средств и высокую их окупаемость.
В свою очередь, Минсельхозпрод признателен Вам, Павел Сергеевич, за представленные предложения и стремление оказать помощь в развитии аграрной отрасли Республики Беларусь.
Вопрос:
Сергей Степанович Чирук из Брестской области направил в адрес Всебелорусского народного собрания вопрос о предоставлении субсидий на развитие личного подсобного хозяйства, фермерства.
В Республике Беларусь, как и в большинстве стран мирового сообщества аграрная политика является важнейшей составляющей государственной политики.
Безусловно, актуальной задачей в системе мер государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса является поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств путем прямого бюджетного финансирования через государственные программы и косвенным путем на основе предоставления налоговых льгот, льготного кредитования и других мер.
Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств определены статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Государственной программой «Агробизнес 2021 – 2025».
Так, на государственном уровне за счет средств республиканского бюджета финансируются следующие мероприятия:
- посадка плодово-ягодных культур и уход за ними;
- установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств;
- оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки;
- обеспечение первичного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств (это строительство дорог, линий электропередач, объектов водо- и газоснабжения, телефонной связи и иных объектов), а также мелиорации земель.
Только в 2016 – 2019 годах фермеры профинансированы из республиканского бюджета на реализацию названных мероприятий на сумму около 5 миллионов рублей.
Важной мерой государственной поддержки фермерских хозяйств является заключение договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств». Типовой договор между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства и порядок заключения такого договора утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. № 689.
- условия предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству земли и пользования ею;
- основные направления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, структура и объемы производства сельскохозяйственной продукции;
- обязательства райисполкома по оказанию крестьянскому (фермерскому) хозяйству помощи в обеспечении сельскохозяйственной техникой, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами и другим необходимым имуществом;
- взаимные обязательства сторон по развитию сельскохозяйственного производства, осуществляемого крестьянским (фермерским) хозяйством;
- другие условия, не противоречащие законодательству.
Обеспечение организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, современной техникой и оборудованием осуществляется путем прямой продажи по договорам с заводами-изготовителями (их представителями), а также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства».
Одновременно республиканским объединением «Белагросервис» ведется работа по развитию вторичного рынка тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования (www.belagroservice.by, раздел «Каталог восстановленной техники»).
Обращаем внимание, что крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право выступать получателями кредитов в банке наравне с другими субъектами хозяйствования, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью.
Кредиты предоставляются банками на условиях срочности, возвратности, платности. Принятие решения по предоставлению кредита крестьянскому (фермерскому) хозяйству полностью относится к компетенции банка.
Косвенная государственная поддержка включает особый режим налогообложения и упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности.
Фермерские хозяйства в течение трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств производится также, как и для сельскохозяйственных предприятий (уплата единого налога в размере 1 % от выручки от реализации продукции).
Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности применяется в фермерских хозяйствах с численностью не более 15 человек и выручкой за год, не превышающей 110 тысяч базовых величин.
В перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства рассматриваются как потенциальные участники в системе государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, способные обеспечить эффективное использование вкладываемых средств и высокую их окупаемость.
Правовые основы ведения личного подсобного хозяйства в нашей стране определены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон) и также Государственной программой «Агробизнес 2021 – 2025» (далее – Государственная программа).
граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность;
вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (статья 3);
государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и защиту законных интересов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства (статья 7);
для ведения личного подсобного хозяйства граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь (статья 9).
Льготные кредиты гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств, предоставляет ОАО «Белагропромбанк» на сумму не более 2 000 базовых величин под 5 процентов годовых (ставка фиксированная) на приобретение:
- сельскохозяйственных животных, в том числе птицы, пчелосемей, маток пчелиных, ульев для содержания пчел медогонок сроком на срок до 3 лет;
- посадочного материала плодовых и ягодных растений, оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции, парников и теплиц, на развитие инфраструктуры (газификация, электрификация, водоснабжение, обустройство канализации на срок до 5 лет.;
- тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства до 7 лет.
В рамках Государственной программы Минсельхозпрод ежегодно определяет в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения.
- молоко крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемого у населения и поставляемого организациям для последующей переработки;
- молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 кг., закупаемый у населения организациями для выращивания;
- шерсть овец, закупаемая организациями потребительской кооперации;
- овцы живым весом, закупаемыми организациями, осуществляющими переработку мяса.
Производственное обслуживание сельского населения осуществляется организациями АПК, Белкоопсоюза, коммунального хозяйства и другими субъектами.
В свою очередь, Минсельхозпрод признателен Вам, Сергей Степанович, за представленные предложения и стремление оказать помощь в развитии малых форм хозяйствования Республики Беларусь.
Вопрос:
Сергей Степанович Чирук из Брестской области направил в адрес Всебелорусского народного собрания вопрос об оказании государственной помощи сельским жителям в части благоустройства населенных пунктов и льготного кредитования личных подсобных хозяйств.
Ответ:
Уважаемый Сергей Степанович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваши предложения, поступившие в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и сообщает следующее.
Социальная сфера села является важнейшей частью политики государства. Поэтому в республике на постоянной основе ведется работа по развитию сельских территорий.
Одним из достижений является преобразование 1 481 сельского населенного пункта в агрогородки, в которых построено и отремонтировано 45 486 объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры и 1 800 производственных сельскохозяйственных объектов, введено в эксплуатацию 8 016 жилых домов (квартир).
Равномерное распределение агрогородков по регионам страны позволило улучшить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий.
В настоящее время на базе уже имеющихся агрогородков реализуется проект «Деревня будущего».
Деревня будущего – современный сельский населенный пункт, часть единой системы сельского расселения с устойчиво функционирующим производством в составе регионального агропромышленного комплекса, сочетающий качество городской среды в социальном обслуживании, инженерно-транспортном обеспечении и благоустройстве с ценностями сельского уклада жизни.
Повышение уровня занятости сельского населения, в том числе создание условий для производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан и их кредитовании являются неотъемлемой частью развития сельских территорий.
Так, необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149 – З «О личных подсобных хозяйствах граждан»:
граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность;
вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (статья 3);
государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и защиту законных интересов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства (статья 7);
для ведения личного подсобного хозяйства граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь (статья 9).
Обращаем внимание, что в целях поддержки личных подсобных хозяйств граждан в ОАО «Белагропромбанк» за счет собственных средств сформирован фонд социальных проектов на селе. Средства этого фонда направляются на выдачу льготных кредитов гражданам для ведения личных подсобных хозяйств с уплатой процентов за пользование ими в размере 5 процентов годовых.
Информация и контактные телефоны размещены на официальном сайте ОАО «Белагропромбанк» https://www.belapb.by в разделе физическим лицам «Кредит на развитие личных подсобных хозяйств».
Одновременно сообщаем, что в рамках Государственной программы «Агробизнес 2021 – 2025» Минсельхозпрод ежегодно определяет в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения.
— молоко крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемого у населения и поставляемого организациям для последующей переработки;
— молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 кг., закупаемый у населения организациями для выращивания;
— шерсть овец, закупаемая организациями потребительской кооперации;
— овцы живым весом, закупаемыми организациями, осуществляющими переработку мяса.
В свою очередь, Минсельхозпрод выражает Вам признательность за Ваше стремление в развитии белорусского села.
Заместитель Министра: А.Л. Ломакина
Вопрос:
Александр Иванович Денисенко из Гомельской области предлагает в интересах рыбаков-любителей запретить аренду природных водоемов и передать их под охрану государства.
Ответ:
Уважаемый Александр Иванович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия рассмотрело Ваше обращение, поступившее на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и сообщает следующее.
По официальным данным на территории Республики Беларусь насчитывается более 10,8 тысяч озер общей площадью около 280 тыс.га и 20,8 тыс. рек и ручьев, общей протяженностью 90,6 тыс. км.
В настоящее время для ведения рыболовного хозяйства в аренду передано менее 20 процентов водного фонда республики – около 25 тыс.га водных объектов, т.е. для бесплатного любительского рыболовства доступно более 80 процентов площадей водных объектов страны.
Также, с целью снятия напряженных ситуаций и реализации права на бесплатное любительское рыболовство 11 июля 2017 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 247, в соответствии с которым с 14 января 2018 года на всех реках республики, предоставленных в аренду, исключена реализация путевок на платное любительское рыболовство. Так, например, в Гомельской области на 600 км переданных в аренду рек предоставлена гражданам возможность для бесплатного любительского рыболовства.
Стоит отметить, что на арендатора при заключении договора аренды рыболовных угодий возлагается ряд обязательств, таких как: зарыбление рыболовных угодий*, отчисления в бюджет от арендной платы, предотвращение заморных явлений и ликвидации их последствий, благоустройство территории, содержание рыболовных угодий в надлежащем санитарном состоянии, в том числе путем проведения противоэпизоотических и других рыбоводно-мелиоративных мероприятий, охрана рыболовных угодий, путем предотвращение браконьерства.
*Справочно.С 2013 года средства из государственного бюджета на зарыбление не выделялись. Зарыбление производится юридическими лицами, осуществляющими ведение рыболовного хозяйства и республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское общество охотников и рыболовов».
Зарыбление водных объектов разновозрастным рыбопосадочным материалом |
|||||
2016 год
тонн
|
2017 год,
тонн
|
2018 год, тонн
|
2019 год,
тонн
|
2020 год,
тонн
|
Всего, тонн:
|
74,5
|
99,0
|
88,74
|
92,5
|
93,1
|
447,84
|
Дополнительно следует отметить наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению объемов промыслового рыболовства в рыболовных угодьях, что является следствием постепенного уменьшения количества арендаторов рыболовных угодий. Ежегодный промысловый вылов рыбы составляет от 600 до 800 тонн, что намного меньше вылова рыболовами-любителями, осуществляющими любительское рыболовство на общих основаниях.
Бесплатное любительское рыболовство на общих основаниях является неконтролируемым и неуправляемым воздействием на рыбные ресурсы.
Объем вылова озерно-речной рыбы в Республике Беларусь по видам рыболовства в 2016–2020 гг.
Вид рыболовства
|
Год, тонн. |
|
|||
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
|
Промысловое рыболовство |
687
|
777
|
793
|
658
|
676
|
Любительское рыболовство (бесплатно, на общих основаниях) |
6 440
|
6 900
|
8 200
|
8 400
|
9 000
|
Целесообразность передачи в аренду рыболовных угодий в настоящее время не имеет альтернативы, поскольку иных действенных механизмов широкого контроля за сохранением биоразнообразия, состоянием рыбных ресурсов и их рациональным использованием не создано.
Передача в аренду части рыболовных угодий не только позволяет давать столовую рыбу или удовлетворять потребности в активном отдыхе, но выполняет и ряд других функций, включая сбор данных по видовой и количественной структуре промыслового вылова, техническую и биологическую мелиорацию водоемов, обеспечивает противоэпизоотичекие мероприятия (снижение степени инвазии через изъятие пораженной рыбы, иные профилактические мероприятия) и относительно постоянный контроль за гидротехническими сооружениями, позволяет более оперативно предотвращать проявление заморных явлений. На арендаторов водоемов также возлагаются обязанности по поддержанию чистоты и порядка в прибрежной полосе, созданию инфраструктуры отдыха, охраны и пополнения рыбных ресурсов.
Вопрос:
Михаил Михайлович Холодинский из г. Минска направил в адрес Всебелорусского народного собрания предложения по разработке отраслевых регламентов выращивания сельскохозяйственных культур в части опыления их пчелами как обязательный прием повышения урожайности.
Ответ:
Уважаемый Михаил Михайлович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия рассмотрело Ваше предложение, поступившее на сайт шестого Всебелорусского народного собрания о развитии отрасли пчеловодства и разработке отраслевых регламентов выращивания энтомофильных культур, и сообщает следующее.
При возделывании сельскохозяйственных энтомофильных культур организации республики руководствуются «Отраслевыми регламентами возделывания сельскохозяйственных культур», разработанными НАН Беларуси.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2014 г. № 399 (пункт 2) «О некоторых вопросах нормирования и ответственности руководителей при производстве сельскохозяйственной продукции» руководители организаций должны обеспечивать соблюдение отраслевых регламентов возделывания сельскохозяйственных культур, в том числе и энтомофильных.
Таким образом, отраслевые регламенты являются обязательными для исполнения сельскохозяйственными организациями при их возделывании.
Предлагаемые внесения дополнений в действующие отраслевые регламенты, в части опыления их пчелами, как обязательный прием повышения урожайности были рассмотрены УО «Гродненский государственный аграрный университет».
При внесении предлагаемых дополнений в отраслевые регламенты, сельскохозяйственным организациям республики необходимо будет обеспечить вывозку на посевы не менее 2,5 млн. пчелосемей.
В тоже время, согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2020 году во всех категориях хозяйств насчитывалось только 211,1 тыс. пчелосемей (8 % от необходимого), что явно недостаточно. Так как, альтернативных источников покрытия недостающего количества пчелосемей нет, то внесение данного дополнения приведет к невыполнению сельскохозяйственными организациями требований отраслевых регламентов и необходимости привлечения к административной ответственности руководителей и специалистов организаций.
В связи с этим вопрос внесения изменений в отраслевые регламенты выращивания сельскохозяйственных энтомофильных культур в части привлечения пчёл к опылению является достаточно сложным, затрагивающий интересы различных субъектов хозяйствования, поэтому он нуждается в дополнительной проработке.
Предлагаем направить Ваши предложения по развитию отрасли пчеловодства в адрес Минсельхозпрода и НАН Беларуси на рассмотрение.