ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 января 2009 г. № 1
О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
(в редакции Декретов Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010г. №3; от 27 июня 2011г. № 5; от 24 января 2013г. №2; от 21 февраля 2014г. №3; от 28 февраля 2017г. №2; от 28 февраля 2017г. №2; от 23 ноября 2017г. №7;
Указов Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010г. №450; от 28 мая 2012г. №242; от 18 апреля 2019г. №151)
В целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
2. Установить, что:
2.1. государственная регистрация субъектов хозяйствования* осуществляется на основании заявительного принципа** в день подачи документов, необходимых для ее проведения;
______________________________
*Под субъектами хозяйствования для целей настоящего Декрета понимаются юридические и физические лица, перечисленные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждаемого настоящим Декретом.
**Заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования не распространяется на государственную регистрацию банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.
2.2. контроль за проведением регистрирующими органами государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования возлагается на Министерство юстиции.
Представления, внесенные Министерством юстиции по результатам проверок в регистрирующие органы, обязательны для исполнения этими органами, которые в месячный срок со дня их получения обязаны проинформировать об устранении допущенных нарушений. В случае невыполнения внесенных представлений Министерство юстиции вправе направить в уполномоченный государственный орган (уполномоченному должностному лицу) представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
2.3. юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для открытия текущих (расчетных) банковских счетов представляются в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию:
Другие документы для открытия текущих (расчетных) банковских счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.
Собственник имущества, учредители юридического лица, гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, при прохождении процедуры государственной регистрации вправе инициировать в заявлении о государственной регистрации направление регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета, содержащейся в документах, указанных в части первой настоящего подпункта. Такая информация направляется регистрирующим органом в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию в виде электронного документа. При этом документы, указанные в части первой настоящего подпункта, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию для открытия текущего (расчетного) банковского счета не представляются.
Банком, небанковской кредитно-финансовой организацией осуществляется свидетельствование подлинности подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, включаемых в карточку с образцами подписей, предусмотренную законодательством, для подтверждения полномочий на проведение расчетов с денежными средствами, находящимися на текущих (расчетных) банковских счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2.4. банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других банковских счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями обязаны направить:
2.5. собственники имущества (учредитель, участник), руководитель некоммерческой организации, создаваемой (созданной) в форме учреждения или ассоциации (союза), в случае возникновения обстоятельств, влекущих нарушение требований, содержащихся в абзаце третьем части первой пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного настоящим Декретом, обязаны в двухмесячный срок обеспечить принятие мер, предусмотренных в абзаце четвертом части первой подпункта 3.3 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного настоящим Декретом;
2.6. регистрирующий орган имеет право на:
2.7. облисполкомы и Минский горисполком вправе уполномочить свои структурные подразделения на принятие решений о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования;
2.8. при оказании аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного настоящим Декретом, на основании договора оказания аудиторских услуг должны быть проверены правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, наличие (отсутствие) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также установлен факт привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Требования к оказанию услуг, указанных в части первой настоящего подпункта, и порядок их оказания устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
3. Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до вступления в силу настоящего Декрета, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Декрета.
4. Субъекты хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до 1 января 2011 г., не имеющие непогашенной задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по которым процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия или невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о государственной регистрации, несдачи на хранение документов, в том числе по личному составу, исключаются регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Юридические лица, созданные государственными органами, не приведшие до 1 июля 2002 г. свои учредительные документы в соответствие с законодательством, в отношении которых имеются неисполненные судебные постановления хозяйственных судов о завершении ликвидационного производства или приняты решения государственного органа о ликвидации, не имеющие непогашенной задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, исключаются регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него юридического лица является направленное в регистрирующий орган письменное предложение государственного органа об исключении юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
5. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку в трехмесячный срок:
6. Признать утратившими силу:
7. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 февраля 2009 г., за исключением пункта 5 и данного пункта, вступающих в силу со дня его подписания, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
|
УТВЕРЖДЕНО |
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной регистрации субъектов хозяйствования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственной регистрации в соответствии с настоящим Положением подлежат:
1.1. создаваемые (реорганизуемые) юридические лица:
1.2. индивидуальные предприниматели;
1.3. изменения и (или) дополнения, вносимые в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменения, вносимые в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
2. Государственная регистрация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, специальных финансовых организаций, акционерных инвестиционных фондов, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования. Законодательными актами могут быть установлены особенности государственной регистрации иных субъектов хозяйствования с учетом осуществляемых ими видов деятельности.
3. Нормы настоящего Положения не применяются при государственной регистрации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, Палаты налоговых консультантов, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений). При этом государственная регистрация союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации союзов (ассоциаций) общественных объединений.
4. Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя – по месту жительства.
5. Местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – жилое помещение) в одном из следующих случаев:
При этом с собственника жилого помещения взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
6. За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина в случаях и размерах, установленных законодательными актами.
Взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.
ГЛАВА 2
УСТАВНЫЙ ФОНД КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
7. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в пункте 8 настоящего Положения. Уставный фонд коммерческой организации должен быть объявлен в белорусских рублях.
Объявленный в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
При внесении вклада в уставный фонд коммерческой организации в иностранной валюте в порядке, определенном законодательством, его пересчет осуществляется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату фактического внесения этого вклада.
При формировании уставного фонда путем внесения неденежного вклада должна быть проведена оценка стоимости неденежного вклада. В случае проведения независимой оценки стоимости вносимого в уставный фонд коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится.
Коммерческие организации, сформировавшие в течение срока, определенного в соответствии с частью второй настоящего пункта, уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах (учредительных договорах – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера. Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, обязаны уменьшить размер уставных фондов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
В случае представления коммерческими организациями в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), связанных с увеличением размера уставных фондов коммерческих организаций, уставный фонд указанных организаций должен быть сформирован в размерах, предусмотренных этими изменениями и (или) дополнениями, если иное не установлено законодательными актами.
8. Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
Минимальные размеры уставных фондов, указанные в части первой настоящего пункта, определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.
Уставный фонд коммерческих организаций, указанных в пункте 2 настоящего Положения, формируется с учетом особенностей, установленных для них законодательством.
ГЛАВА 3
РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ
9. Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
10. Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией:
______________________________
*Запись вносится в базу данных (территориальную часть) Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая формируется регистрирующим органом в соответствии с его компетенцией и в автоматизированном режиме включается в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
11. Регистрирующие органы обязаны обеспечивать ежедневный в течение всего рабочего времени регистрирующего органа прием документов для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями.
ГЛАВА 4
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ
12. До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных настоящим Положением, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:
13. Документы для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган:
В целях обеспечения государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, Министерство внутренних дел предоставляет Министерству юстиции доступ к автоматизированной системе «Паспорт» в порядке, определяемом соглашением между Министерством юстиции и Министерством внутренних дел, или посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы, а также персональные данные из регистра населения в порядке, установленном законодательными актами.
14. Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
Для государственной регистрации садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства наряду с документами, предусмотренными в части первой настоящего пункта, представляется копия документа местного исполнительного и распорядительного органа о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества или крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте такого размещения.
Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций запрещается.
15. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
16. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе в связи с реорганизацией в форме выделения, преобразования и присоединения, в регистрирующий орган представляются:
Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), допускается на основании судебного постановления суда, рассматривающего экономические дела, в случаях и порядке, установленных законодательными актами.
17. Для государственной регистрации изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган представляются:
Государственная регистрация изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, влечет выдачу нового свидетельства о государственной регистрации.
18. При утере, порче субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации дубликат этого свидетельства выдается в день обращения в регистрирующий орган с взиманием государственной пошлины в размере 50 процентов ставки, установленной за государственную регистрацию создаваемой (реорганизуемой) соответствующей организации либо индивидуального предпринимателя.
19. Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что:
______________________________
* Для целей настоящего Положения под юридическим лицом – должником понимается неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия) или некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
В заявлении о государственной регистрации должны быть указаны иные сведения, предусмотренные формой такого заявления, установленной Министерством юстиции.
Заявление о государственной регистрации подписывается:
Если документы для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно лицами, указанными в абзацах втором–пятом части третьей настоящего пункта, подлинность подписей на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов. В иных случаях подлинность подписей лиц, указанных в абзацах втором–пятом части третьей настоящего пункта, на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована нотариально.
При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также представляют документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица. В случае представления интересов иностранного юридического лица представляется копия нотариально удостоверенной доверенности.
20. В уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.
Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.
21. В уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.
22. Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат). Коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 настоящего Положения, обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения в соответствии с частью пятой пункта 7 настоящего Положения.
В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции.
Коммерческие и некоммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции, в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены).
Уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации, уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Регистрирующим органом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем представления уведомлений, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта, представляются в Министерство юстиции сведения об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его местожительства индивидуальный предприниматель в месячный срок обязан обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
ГЛАВА 5
РАССМОТРЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
23. Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:
Зарегистрированными считаются:
В свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя указывается дата их государственной регистрации, определенная в соответствии с частью третьей настоящего пункта.
Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
По желанию юридического лица, индивидуального предпринимателя свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с документом, указанным в части первой пункта 25 настоящего Положения.
24. Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае:
Не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При неосуществлении государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.
Неосуществление либо отказ в какой-либо форме по основаниям, не предусмотренным в части первой настоящего пункта, в государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, не допускается.
Осуществление (неосуществление) регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суде, рассматривающем экономические дела, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации, в течение трех лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации.
25. Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения в соответствии с абзацем вторым части второй пункта 23 настоящего Положения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
26. Собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений*, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, с учетом характера допущенных нарушений, в том числе умышленного представления заведомо ложных сведений, и наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств.
Деятельность созданного юридического лица, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых признана недействительной, является незаконной и запрещается, а доходы**, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
______________________________
*Для целей настоящего Положения под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки.
**Для целей настоящего Положения под доходом понимается сумма выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения, в том числе затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения, а также уплаченных налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не относящихся к таким затратам. При осуществлении операций по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг) выручка определяется с учетом дохода от таких операций. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации:
Уполномоченные органы, названные в части четвертой настоящего пункта, вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с исками, указанными в абзацах втором и третьем части четвертой настоящего пункта, в течение трех лет с даты государственной регистрации субъекта хозяйствования или с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
27. Исключен.
28. Запись о признании судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной вносится регистрирующим органом в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом собственник имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, а также в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня вынесения судом, рассматривающим экономические дела, решения о признании государственной регистрации недействительной.
|
УТВЕРЖДЕНО |
ПОЛОЖЕНИЕ
о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
1. Настоящим Положением регулируются отношения, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности):
1.1. хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, государственных объединений, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций (союзов) – объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, торгово-промышленных палат, учреждений, товариществ собственников (далее – юридические лица);
1.2. индивидуальных предпринимателей.
2. Нормы настоящего Положения не применяются при ликвидации республиканских государственно-общественных объединений, фондов, религиозных организаций, третейских судов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты, Палаты налоговых консультантов, организаций, обеспечивающих проведение медиации, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений).
Ликвидация банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, государственных объединений, специальных финансовых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций паевых инвестиционных фондов, открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, с учетом особенностей, установленных законодательством для соответствующих субъектов хозяйствования.
Законодательными актами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц могут быть также установлены особенности ликвидации таких юридических лиц.
3. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
3.1. по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной.
Коммерческая организация подлежит ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в случае неосуществления предпринимательской деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд.
В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в план выборочных проверок, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения выборочной проверки;
3.2. по решению суда, рассматривающего экономические дела, в случае:
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части первой настоящего подпункта, органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом, утвердившим настоящее Положение, и другими законодательными актами.
При обнаружении основания для ликвидации юридического лица, предусмотренного в абзаце шестом части первой настоящего подпункта, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с иском о ликвидации такого юридического лица;
3.3. по решению регистрирующего органа* в случае:
______________________________
*Под регистрирующими органами для целей настоящего Положения понимаются государственные органы и организации, перечисленные в пункте 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим настоящее Положение.
При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего подпункта:
органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации;
регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения).
4. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным настоящим Положением для ликвидации юридических лиц.
5. Документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для принятия решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого индивидуального предпринимателя.
6. Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в порядке, установленном настоящим Положением, уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган.
Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.
Сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой и восьмой пункта 16 настоящего Положения, не включаются в срок ликвидации (прекращения деятельности), определенный в части третьей настоящего пункта.
При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.
В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
7. При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), представляются:
заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора, заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 настоящего Положения. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;
решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган путем личного обращения индивидуального предпринимателя либо лица, уполномоченного в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от его имени, представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, подписанное прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, заключении договора, названного в абзаце втором части первой настоящего пункта (в случае его заключения с аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя), а также сведений, указанных в части первой пункта 12 настоящего Положения.
При предоставлении документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, гражданами предъявляются документы, удостоверяющие личность, документ, подтверждающий оплату услуг, оказываемых в соответствии с частью первой пункта 12 настоящего Положения, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица.
71. Документы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде. Целостность и подлинность документов, представленных в электронном виде, должны быть подтверждены электронной цифровой подписью. Порядок и особенности представления электронных документов и порядок их рассмотрения регистрирующим органом устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
8. На основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляются:
9. В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в абзаце третьем пункта 8 настоящего Положения, в регистрирующий орган представляются:
Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии с частью первой подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения справки, сведения, указанные в абзацах втором, четвертом и пятом части первой настоящего пункта, представляются в регистрирующий орган налоговыми, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) на основании имеющейся в этих органах (организации) информации о деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо по результатам проверки, проведенной этими органами (организацией), и (или) на основании аудиторского заключения и отчета (в случае заключения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора, названного в абзаце втором части первой пункта 7 настоящего Положения).
В случае установления факта непостановки юридического лица, индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, отсутствия регистрации в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» в порядке, действовавшем до 1 июня 2006 г., в регистрирующий орган представляется информация указанных уполномоченных органов (организации) о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель на учете не состояли (не были зарегистрированы).
При невозможности представления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) справок, сведений, указанных в абзацах втором–пятом части первой настоящего пункта, этими органами (организацией) направляется в регистрирующий орган информация о невозможности представления соответствующих справок, сведений ввиду:
В случае направления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в регистрирующий орган информации о невозможности представления справок, сведений, указанных в абзацах втором–пятом части первой настоящего пункта, эти документы должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее шести месяцев со дня получения уведомления, указанного в абзаце третьем пункта 8 настоящего Положения.
10. Осуществление операций по банковским счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются.
11. При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.
Требования части первой настоящего пункта не распространяются на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
12. Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.
Порядок размещения в глобальной компьютерной сети Интернет и последующего опубликования в приложении к юридическому научно-практическому журналу «Юстиция Беларуси» сведений, указанных в части первой настоящего пункта, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. При этом сведения, размещаемые в глобальной компьютерной сети Интернет, подлежат ежедневному обновлению с учетом поступающих для опубликования сведений и информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования.
Момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси».
13. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:
Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:
14. При наличии оснований, предусмотренных в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, юридические лица ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале процедуры ликвидации по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа. Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается) по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, размещается Министерством юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции. Решение о начале процедуры ликвидации по основаниям, предусмотренным в абзацах четвертом и пятом части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, принимается регистрирующим органом при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.
О принятом решении регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение), архивы. При внесении представления (предложения) в соответствии с частью третьей настоящего пункта выдача справок, сведений, указанных в пункте 9 настоящего Положения, налоговыми органами не производится.
В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) по основанию, предусмотренному в абзаце втором части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, вместе с этим представлением (предложением) направляются:
После получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, осуществление операций по его банковским счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются.
В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, в регистрирующий орган представляются:
15. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, предусмотренных в пункте 13 и абзаце третьем части пятой пункта 14 настоящего Положения, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников. Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
16. Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом, по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами.
В случае представления в регистрирующий орган налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, таможенными органами, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) в срок, указанный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, информации о невозможности представления соответствующих справок, сведений субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение шести месяцев со дня получения этими органами (организацией) уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя). Если по истечении этого срока не представлены указанные в части первой пункта 9 настоящего Положения справки, сведения о наличии задолженности и обязательств, предусмотренных в части второй настоящего пункта, регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования.
Субъект хозяйствования, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, а также субъект хозяйствования, зарегистрированный после 1 января 2003 г., по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине несдачи им на хранение документов по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, не имеющие задолженности и обязательств, указанных в части второй настоящего пункта, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае, если субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, включен в план выборочных проверок и выборочная проверка в отношении его не проведена (не завершена), данный субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до проведения и завершения указанной проверки.
В случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение суда, рассматривающего экономические дела, о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
В случае, если в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов в пределах компетенции о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации (прекращения деятельности), исключение этого субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не производится.
Субъект хозяйствования исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении регистрирующим органом информации от государственных органов, указанных в части седьмой настоящего пункта, о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений субъектами хозяйствования, их должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) субъекта хозяйствования (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении субъектом хозяйствования в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности, указанной в части седьмой настоящего пункта.
Требования, содержащиеся в частях седьмой и восьмой настоящего пункта, не распространяются на случаи исключения субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидированного (прекратившего деятельность) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
17. В случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае внесения налоговым органом указанного представления (предложения) в отношении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя), находящейся (находящегося) в процессе ликвидации (прекращения деятельности) в соответствии с подпунктом 3.1 и абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, регистрирующим органом принимается решение о внесении записи об исключении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При принятии решения о ликвидации регистрирующим органом ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, не совершаются.
Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основанию, предусмотренному в абзаце третьем части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения, размещается Министерством по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства по налогам и сборам.
18. Субъект хозяйствования, не получивший до 1 февраля 2009 г. свидетельство о государственной регистрации, исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по его заявлению. При этом ликвидационная комиссия не создается (ликвидатор не назначается), документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения, в регистрирующий орган не представляются, действия, предусмотренные в пунктах 8 и 15 настоящего Положения, регистрирующими и иными органами (организациями) не совершаются.
19. Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством.
20. Деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в порядке, установленном настоящим Положением, или приостанавливается в установленном законодательством порядке в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
В случае призыва индивидуального предпринимателя на срочную военную службу или направления на альтернативную службу индивидуальный предприниматель до даты отправки в воинскую часть, убытия к месту прохождения альтернативной службы обязан прекратить:
В случае приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном в абзаце третьем части второй настоящего пункта, он обязан подать в регистрирующий орган в трехмесячный срок с даты окончания состояния на военной службе или прохождения альтернативной службы заявление о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя по форме, установленной Министерством юстиции.
Регистрирующим органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, указанных в абзаце третьем части второй и части третьей настоящего пункта, вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о приостановлении или возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя с представлением данных сведений налоговым органам и органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
Порядок приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения ему приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
В случае приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, а также в случае вынесения приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, заключенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением деятельности трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с работниками (работающими) подлежат прекращению.
В период приостановления в установленном законодательством порядке деятельности индивидуального предпринимателя сохраняется регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Осуществление предпринимательской деятельности, операций по банковским счетам индивидуального предпринимателя, совершение им сделок в период приостановления деятельности запрещаются, за исключением операций по банковским счетам, связанных с поступлением денежных средств на счет индивидуального предпринимателя в качестве исполнения перед ним обязательств по договорам, заключенным до приостановления им своей деятельности, и осуществлением расчетов с работниками (работающими), заключившими трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с индивидуальным предпринимателем до приостановления им своей деятельности.
Период приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также неосуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в период исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не являются основаниями для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с абзацем вторым части первой подпункта 3.3 пункта 3 настоящего Положения.
21. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении в соответствии с пунктами 5, 16 и 17 настоящего Положения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции сведения для включения их в данный регистр и сообщает об исключении субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственной статистики, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах».
Министерство юстиции включает в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения об исключении из него субъектов хозяйствования датой принятия соответствующего решения регистрирующим органом.
22. Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя – прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.
23. Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель – предпринимательскую деятельность с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица (индивидуального предпринимателя).
24. Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в суд, рассматривающий экономические дела, в течение трех лет с даты принятия решения регистрирующего органа о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, совершения регистрирующим органом действий (бездействия), связанных с ликвидацией (прекращением деятельности) субъекта хозяйствования.
25. Собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
Кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.