УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июня 2021 г. № 240
Об административных процедурах, осуществляемых
в отношении субъектов хозяйствования
В целях упорядочения регулирования предпринимательской
и иной экономической деятельности, а также дальнейшего
совершенствования порядка осуществления административных процедур постановляю:
1. Определить, что принципами осуществления
административных процедур в отношении субъектов хозяйствования
(юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее –
административные процедуры) являются:
- доступность и приоритет учета интересов субъектов
хозяйствования;
- недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования
и осуществлении административной процедуры по основаниям,
не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета
Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального
банка;
- определение перечня документов и (или) сведений,
представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной
процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица
документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными
актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь
и регламентами административных процедур, а также документов
и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут
быть запрошены им самостоятельно;
- обеспечение максимально возможного удобства осуществления
административных процедур, в том числе посредством консолидации
в службе «одно окно»;
- максимальное использование информационных технологий
в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем
их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных
процедур);
- соразмерность общей административной нагрузки на субъекты
хозяйствования реально существующим потребностям регулирования
предпринимательской и иной экономической деятельности посредством
осуществления административных процедур;
- иные принципы, установленные законодательными актами.
2. Единый перечень административных процедур,
осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый
перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
В едином перечне в отношении каждой административной
процедуры определяется:
- уполномоченный орган – государственный орган, иная
организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики
Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия,
к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;
- орган-регулятор – государственный орган, иная
организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики
Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной
политики в соответствующей сфере общественных отношений;
- срок осуществления административной процедуры;
- вид платы, взимаемой при осуществлении административной
процедуры.
Осуществление административных процедур, не включенных
в единый перечень, не допускается.
3. Орган-регулятор:
- осуществляет подготовку проектов актов законодательства
по включению в единый перечень новых административных процедур, их
изменению или исключению из единого перечня;
- утверждает регламент административной процедуры
в соответствии с требованиями, установленными в приложении;
- выступает заказчиком мероприятий по цифровизации
административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно
окно»;
- разъясняет регламент соответствующей административной
процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при
необходимости выдает обязательное для исполнения предписание
о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы,
взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам
анализа информации, касающейся формирования такой платы;
- осуществляет иные функции в соответствии с настоящим
Указом и иными актами законодательства.
4. Регламент административной процедуры утверждается
Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой
административной процедуры не является нормотворческим органом.
5. Административные процедуры осуществляются
на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины)
и (или) платы за услуги (работы).
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной
процедуры в виде:
- сбора (пошлины), определяется в соответствии
с законодательными актами;
- платы за услуги (работы), определяется исходя
из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением
административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10
процентов.
6. При осуществлении административных процедур
на безвозмездной основе выполняется:
- доступ заинтересованных лиц к единому порталу электронных
услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных
процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых
административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб
в электронной форме;
- доведение запроса уполномоченного органа, другого государственного
органа, иной организации, которой делегированы полномочия по приему,
подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или)
выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами,
а также по принятию административных решений об отказе
в принятии заявлений заинтересованных лиц, службы «одно окно»
(далее – уполномоченное лицо) до государственного информационного
ресурса (системы) и информации в электронной форме из такого
ресурса (системы) до уполномоченного лица посредством общегосударственной
автоматизированной информационной системы;
- предоставление владельцем (оператором) государственного
информационного ресурса (системы), республиканской организацией
по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него
и сделок с ним информации в электронной форме уполномоченному
лицу* либо оператору общегосударственной автоматизированной информационной
системы.
Услуги коммерческих организаций – операторов
государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации
по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него
и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии
с абзацем четвертым части первой настоящего пункта финансируются
государственным органом или организацией, в подчинении (ведении) которых
они находятся, за счет средств, предусматриваемых в республиканском
бюджете на их функционирование. Порядок финансирования указанных услуг
определяется Советом Министров Республики Беларусь.**
______________________________
* В отношении документов и (или) сведений,
необходимых для осуществления административной процедуры, которые
запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
** Пункт 6 применяется
к административным процедурам по заявлениям граждан.
7. Создать реестр административных процедур,
осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр),
являющийся государственной информационной системой, интегрированной
с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Порядок формирования и ведения реестра, его оператор
определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Создание, эксплуатация и программно-техническое
сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, реестра,
интеграция его с программно-техническими комплексами органов-регуляторов
и последующее сопровождение такой интеграции осуществляются за счет
средств республиканского бюджета, выделяемых на указанные цели
и функционирование программно-технических комплексов, а также
за счет других источников в соответствии с законодательством.
8. В реестр подлежат включению следующие сведения:
- краткое описание административной процедуры;
- сведения об административной процедуре и порядке ее
осуществления, определенные регламентом, законодательными актами,
постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами
Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими
обязательства Республики Беларусь;
- наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного
органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся
контактная информация;
- требования к документам, предоставляемым
для осуществления административной процедуры;
- наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора
и (или) иного государственного органа или организации, являющихся
вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;
- реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов,
на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении
административной процедуры, и способы ее внесения;
- иные справочно-информационные сведения, не противоречащие
требованиям законодательства.
9. Министерство экономики:
- является владельцем реестра;
- обеспечивает создание и функционирование реестра;
- совместно с органами-регуляторами, уполномоченными
органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает
формирование и ведение реестра;
- заключает договор с оператором общегосударственной
автоматизированной информационной системы на предоставление
программно-технических средств и технологий общегосударственной
автоматизированной информационной системы для размещения
и эксплуатации реестра.
10. Оператором общегосударственной автоматизированной
информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается:
- круглосуточный свободный доступ к данным реестра через
интернет-портал;
- доступ к реестру для целей его формирования
и ведения.
11. Действие настоящего Указа
не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении
административных процедур:
- указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики
Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах
административных процедур»;
- в отношении деятельности, связанной со специфическими
товарами (работами, услугами);
- связанных с изъятием и предоставлением земельных
участков;
- связанных с обеспечением ядерной и радиационной
безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной
энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;
- связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
- в сфере государственных секретов;
- связанных с государственной регистрацией и ликвидацией
(прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
12. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:
12.1. в трехмесячный срок:
- утверждение единого перечня;
- разработку формы регламента административной процедуры;
12.2. в девятимесячный срок:
- создание реестра;
- утверждение регламентов административных процедур
в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа;
- утверждение порядка финансирования услуг коммерческих
организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы),
республиканской организации по государственной регистрации недвижимого
имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению
информации в соответствии с частью второй пункта 6 настоящего
Указа;
- приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;
12.3. утверждение органами-регуляторами
в девятимесячный срок регламентов административных процедур;
12.4. до 1 января 2024 г. проведение
на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки
на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения
и упрощения административных процедур, а также по максимально
возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».
13. Предоставить право Совету Министров Республики
Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Указа.
14. Настоящий Указ вступает в силу
в следующем порядке:
- пункт 12 и настоящий пункт – после официального
опубликования данного Указа;
- иные положения этого Указа – через девять месяцев после
его официального опубликования.
Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко
|
Приложение
к Указу Президента Республики Беларусь 25.06.2021 № 240 |
ТРЕБОВАНИЯ
к регламентам административных процедур
1. В регламенте административной процедуры
определяются:
- исчерпывающий перечень документов и (или) сведений,
представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной
процедуры, требования к ним, порядок и формы их представления,
а в отношении документов, выданных или удостоверенных иностранным компетентным
органом, – также необходимость их легализации (проставления апостиля);
- размер платы, взимаемой при осуществлении административной
процедуры, или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;
- срок действия справки или иного документа, если они выдаются
уполномоченным органом по результатам осуществления административной
процедуры, и форма их представления;
- особенности осуществления административной процедуры,
в том числе ее подведомственность, субъекты хозяйствования, товары
(объекты), работы, услуги, в отношении которых осуществляется
(не осуществляется) соответствующая административная процедура;
- перечень документов и (или) сведений, необходимых
для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются
уполномоченным органом самостоятельно;
- порядок подачи (отзыва) административной жалобы
в электронной и (или) письменной форме;
- перечень государственных информационных ресурсов (систем),
из которых уполномоченному органу должны предоставляться необходимые
сведения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме
посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
2. Если вопросы, указанные в пункте 1,
урегулированы законодательными актами, постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными
международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь,
в регламент административной процедуры включаются ссылки
на соответствующие структурные элементы этих актов.
3. В случае, если в регламенте административной
процедуры определен перечень затрат, связанных с осуществлением
административной процедуры, уполномоченные органы:
- информируют орган-регулятор о принятых решениях
по определению размера платы за услуги (работы), взимаемой при
осуществлении административной процедуры;
- представляют по требованию субъекта хозяйствования
экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на услуги (работы),
оказываемые (выполняемые) при осуществлении административной процедуры.