ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 января 2006 г. № 96-З
О безопасности генно-инженерной деятельности
Принят Палатой представителей 8 декабря 2005 года
Одобрен Советом Республики 21 декабря 2005 года
(в редакции Законов Республики Беларусь от 24 декабря 2007 г. № 299-З; от 10 ноября 2008 г. № 444-З; от 2 июля 2009 г. № 31-З; от 4 января 2010 г. № 109-З; от 4 января 2014 г. № 130-З; от 18 декабря 2018 г. № 154-З; от 4 января 2022 г. № 145-З)
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности и направлен на охрану здоровья человека и окружающей среды, выполнение Республикой Беларусь международных обязательств в области безопасности генно-инженерной деятельности.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:
Статья 11. Правовое регулирование отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности
Отношения в области безопасности генно-инженерной деятельности регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства в области безопасности генно-инженерной деятельности, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в области безопасности генно-инженерной деятельности.
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с лекарственными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из генно-инженерных организмов или их компонентов.
При осуществлении работ с условно патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами, являющимися генно-инженерными организмами, применяются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, установленных законодательством в области безопасности генно-инженерной деятельности.
К отношениям, возникающим в связи с ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь, транзитом через ее территорию и использованием генно-инженерных организмов, являющихся объектами экспортного контроля, настоящий Закон применяется в части, не урегулированной законодательством в области экспортного контроля.
Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности
Основными принципами обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности являются:
Статья 4. Объекты и субъекты отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности
Объектами отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются генно-инженерные организмы и права на осуществление генно-инженерной деятельности.
Субъектами отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются:
Статья 5. Меры по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности
Безопасность генно-инженерной деятельности обеспечивается путем:
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 6. Государственное управление в области безопасности генно-инженерной деятельности
Государственное управление в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности.
Специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области безопасности генно-инженерной деятельности
Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области безопасности генно-инженерной деятельности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области безопасности генно-инженерной деятельности
Совет Министров Республики Беларусь:
Статья 9. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области безопасности генно-инженерной деятельности
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах своей компетенции:
Статья 10. Полномочия Министерства здравоохранения в области безопасности генно-инженерной деятельности
Министерство здравоохранения в пределах своей компетенции:
Статья 11. Полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия в области безопасности генно-инженерной деятельности
Министерство сельского хозяйства и продовольствия в пределах своей компетенции:
ГЛАВА 3
ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 12. Обязанности лиц, осуществляющих генно-инженерную деятельность
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны:
Статья 13. Уровни риска генно-инженерной деятельности
При осуществлении генно-инженерной деятельности устанавливаются следующие уровни риска:
Индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять генно-инженерную деятельность только первого уровня риска.
Генно-инженерная деятельность второго, третьего и четвертого уровней риска осуществляется исключительно государственными юридическими лицами.
Статья 14. Требования безопасности при осуществлении генно-инженерной деятельности в замкнутой системе
При осуществлении в замкнутой системе работ первого уровня риска генно-инженерной деятельности должны соблюдаться требования безопасности к замкнутым системам, установленные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
При осуществлении в замкнутой системе работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности должны соблюдаться требования безопасности к замкнутым системам, установленные Министерством здравоохранения.
Статья 15. Требования безопасности при высвобождении генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний
Высвобождение в окружающую среду для проведения испытаний условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов не допускается.
Высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний осуществляется при наличии разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Разрешение выдается с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости высвобождения непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду. Разрешение, полученное при первом высвобождении непатогенных генно-инженерных организмов, действует и при последующих высвобождениях в окружающую среду генно-инженерных организмов определенного генотипа.
Испытания непатогенных генно-инженерных организмов при их первом высвобождении в окружающую среду должны проводиться на опытных полях и других объектах, специально оборудованных для предотвращения возможных вредных воздействий этих организмов на окружающую среду и соответствующих требованиям безопасности, установленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.
Статья 16. Требования безопасности при использовании генно-инженерных организмов в хозяйственных целях
Использование в хозяйственных целях условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов не допускается.
Использование в хозяйственных целях непатогенных генно-инженерных организмов в виде генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов допускается после их государственной регистрации Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
Реализация генно-инженерных организмов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующего использования в хозяйственных целях осуществляется с передачей им копии свидетельства о государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.
Статья 161. Государственная регистрация генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов
Государственная регистрация генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, предназначенных для высвобождения в окружающую среду, осуществляется с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости использования непатогенных генно-инженерных организмов в хозяйственных целях после проведения испытаний с соблюдением требований безопасности, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, путем внесения сведений, относящихся к государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, в Государственный реестр генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.
Государственная регистрация штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, не предназначенных для высвобождения в окружающую среду, осуществляется с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости использования непатогенных генно-инженерных организмов в хозяйственных целях путем внесения сведений, относящихся к государственной регистрации штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, в Государственный реестр генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.
Подтверждением государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов является свидетельство об их государственной регистрации.
Статья 17. Требования безопасности при транспортировке генно-инженерных организмов
Транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка непатогенных генно-инженерных организмов, должны быть оборудованы устройствами, исключающими возможность несанкционированного высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду.
Транспортировка условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов должна осуществляться в соответствии с законодательством в области перевозки опасных грузов и требованиями безопасности при транспортировке этих организмов, установленными Министерством здравоохранения.
Статья 18. Требования безопасности при ввозе в Республику Беларусь, вывозе из Республики Беларусь, транзите через ее территорию генно-инженерных организмов
Ввоз в Республику Беларусь, транзит через ее территорию генно-инженерных организмов допускаются при условии, что страна-экспортер (страна, осуществляющая транзит) является участницей Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, принятого 29 января 2000 года.
Ввоз в Республику Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается:
Транзит через территорию Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается после уведомления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды собственником непатогенных генно-инженерных организмов или лицом, осуществляющим их транзит через территорию Республики Беларусь, в порядке, установленном этим Министерством.
Вывоз из Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается после уведомления специально уполномоченного органа (организации) страны назначения и получения согласия на ввоз.
Ввоз в Республику Беларусь условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов осуществляется исключительно для научных исследований.
Право на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов имеют только государственные юридические лица.
Ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов осуществляются при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, выдаваемого Министерством здравоохранения в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Правила, предусмотренные частями пятой–седьмой настоящей статьи, применяются в отношении условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов по списку, определяемому международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
В случае ввоза в Республику Беларусь, транзита через ее территорию генно-инженерных организмов в нарушение требований настоящей статьи эти генно-инженерные организмы подлежат немедленному обратному вывозу из Республики Беларусь собственником генно-инженерных организмов или лицом, осуществившим их ввоз в Республику Беларусь.
Статья 19. Требования безопасности при обезвреживании генно-инженерных организмов
Обезвреживанию подлежат генно-инженерные организмы, отнесенные в соответствии с законодательством к отходам, в том числе остатки непатогенных генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов по окончании проведения испытаний на опытных полях и в замкнутых системах, а также генно-инженерные организмы:
высвобождение которых в окружающую среду для проведения испытаний было осуществлено без разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду;
используемые в хозяйственных целях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельства о государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов либо его копии.
Обезвреживание непатогенных генно-инженерных организмов, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к отходам, осуществляется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Обезвреживание условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к отходам, осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВОЗМОЖНЫХ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 20. Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду
Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду проводится в целях определения допустимости их высвобождения в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях на основе идентификации генно-инженерных организмов и изучения материалов, содержащих информацию о генно-инженерных организмах, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду.
Оценке рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду подлежат непатогенные генно-инженерные организмы при их первом высвобождении в окружающую среду для проведения испытаний и при государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, предназначенных для использования в хозяйственных целях.
Объектами оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду являются:
Статья 21. Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду. Экспертный совет
Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду регулируется настоящим Законом и осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду осуществляется на основании обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся инициатором ее проведения (далее – заинтересованное лицо), в одну из уполномоченных организаций.
Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду проводится за счет средств заинтересованного лица в соответствии с гражданско-правовым договором, заключаемым заинтересованным лицом с уполномоченной организацией.
Заинтересованное лицо не может выступать в качестве уполномоченной организации.
Уполномоченная организация обязана в течение пяти дней со дня заключения договора на проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду представить материалы, содержащие информацию о генно-инженерном организме, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерного организма на здоровье человека и окружающую среду, в государственное научное учреждение «Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси», выполняющее функции Национального координационного центра биобезопасности (далее – Национальный координационный центр биобезопасности), для размещения указанной информации на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет в целях обсуждения юридическими и физическими лицами.
Юридические и физические лица в течение 60 дней со дня размещения указанной информации на официальном сайте Национального координационного центра биобезопасности в глобальной компьютерной сети Интернет могут ознакомиться с ней и направить свои замечания и предложения в Национальный координационный центр биобезопасности, который по истечении указанного срока обобщает поступившие замечания и предложения и в течение 10 дней направляет их в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для рассмотрения на заседании экспертного совета при принятии рекомендаций о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях.
По результатам проведения оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду уполномоченная организация оформляет протокол, содержащий выводы о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях, который выдает заинтересованному лицу. Указанный протокол является бессрочным.
Протокол о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях, а также поступившие в Национальный координационный центр биобезопасности от юридических и физических лиц замечания и предложения рассматриваются на заседании экспертного совета. Принятые по итогам заседания экспертного совета рекомендации о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях учитываются при принятии решения: Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды – о выдаче (невыдаче) разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний; Министерством сельского хозяйства и продовольствия – о выдаче (невыдаче) свидетельства о государственной регистрации генно-инженерных животных, сортов генно-инженерных растений и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.
Экспертный совет является коллегиальным совещательным органом и формируется из числа должностных лиц специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности, ученых и специалистов. Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
ГЛАВА 5
ИНФОРМАЦИЯ И УЧЕТ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Информационное обеспечение в области безопасности генно-инженерной деятельности
В рамках информационного обеспечения в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляются:
Для формирования банка данных о генно-инженерных организмах и достижения иных целей, указанных в части первой настоящей статьи, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности представляют соответствующую информацию в Национальный координационный центр биобезопасности в течение пяти дней со дня:
Государственный таможенный комитет в течение пяти дней после пересечения груза с генно-инженерными организмами таможенной границы Евразийского экономического союза в Республике Беларусь представляет соответствующую информацию в Национальный координационный центр биобезопасности.
Информация в Национальный координационный центр биобезопасности представляется по формам, установленным указанными в настоящей статье государственными органами по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.
Юридическим и физическим лицам гарантируется право на получение полной, своевременной и достоверной информации в области безопасности генно-инженерной деятельности, содержащейся в банке данных о генно-инженерных организмах.
Порядок и условия предоставления информации юридическим и физическим лицам из банка данных о генно-инженерных организмах устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 23. Исключена
Статья 24. Требования к информации о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке и хранении
Информация о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке должна содержаться на упаковке (контейнере, ином объекте, предназначенном для нахождения (содержания) генно-инженерных организмов) и включать:
Транспортировка генно-инженерных организмов осуществляется при наличии сопроводительной документации, предусмотренной законодательством в области перевозки грузов, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Информация о безопасности генно-инженерных организмов при их хранении должна содержаться на упаковке (контейнере, ином объекте, предназначенном для нахождения (содержания) генно-инженерных организмов) и включать сведения, указанные в абзацах втором – четвертом части первой настоящей статьи.
Статья 25. Учет созданных в Республике Беларусь, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие генно-инженерную деятельность, ведут учет созданных ими и вывозимых из Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Государственные юридические лица ведут учет созданных ими, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов в порядке, установленном Министерством здравоохранения, а также представляют в Министерство здравоохранения сведения о таких генно-инженерных организмах в порядке, установленном этим Министерством.
ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 26. Контроль (надзор) в области безопасности генно-инженерной деятельности
Контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью контроля в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования дикорастущих растений и диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, а также диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства; охраны и использования вод; обращения с отходами и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь.
Надзор за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, определенными Советом Министров Республики Беларусь.
Надзор за соблюдением требований законодательства в областях племенного дела, ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью государственного надзора за племенным делом, надзора в областях ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений и осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия, государственными организациями, подчиненными Министерству сельского хозяйства и продовольствия, определенными Советом Министров Республики Беларусь.
Контроль (надзор) в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и иными актами законодательства.
Статья 27. Производственный контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны организовывать и осуществлять в установленном ими порядке производственный контроль в целях проверки соблюдения требований безопасности генно-инженерной деятельности, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
Производственный контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с локальными правовыми актами, разработанными и утвержденными юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, определенном специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 29, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Статья 29. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко