ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
7 декабря 2016 г. № 1001
О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе
реального ущерба)
(в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая
2023 г. № 316)
На основании пункта 19 Указа Президента Республики
Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510
«О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке определения
размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству,
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными
действиями (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от
13 января 2003 г. № 22 «О размере вреда, причиненного
государственному имуществу» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2003 г., № 7, 5/11791);
- абзац седьмой пункта 3 постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 22 ноября 2004 г. № 1477 «Об утверждении
Положения о материальной ответственности военнослужащих» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 188, 5/15189);
- подпункт 1.18 пункта 1 постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1943 «О некоторых
мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа
2008 г. № 445» (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2009 г., № 1, 5/28978).
3. Предоставить право Министерству финансов давать
разъяснения по вопросам применения утвержденного настоящим постановлением
Положения о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба),
причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
противоправными действиями.
4. Республиканским органам государственного управления
в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его
официального опубликования.
Премьер-министр
Республики Беларусь А.Кобяков
|
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.12.2016 № 1001 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба),
причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
противоправными действиями
1. Настоящим Положением устанавливается порядок
определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного
государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее –
субъекты хозяйственной деятельности) противоправными действиями, если иной
порядок не установлен законодательными актами.
Настоящее Положение применяется при осуществлении контроля
(надзора) в форме проверок в соответствии с Положением о порядке организации и
проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от
16 октября 2009 г. № 510.
2. Для целей настоящего Положения под датой причинения
вреда понимается день (период) совершения противоправных действий.
Под противоправными действиями понимается нарушение актов
законодательства, а также регулирующих вопросы осуществления закупок
за счет собственных средств* локальных правовых актов.
______________________________
* Для целей настоящего
постановления под закупками за счет собственных средств понимаются
закупки, подлежащие осуществлению в соответствии с законодательством
о закупках за счет собственных средств.
3. Размер вреда, причиненного имуществу субъектов
хозяйственной деятельности (далее – вред), определяется на дату причинения
вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и
(или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму
амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам,
рассчитанных в соответствии с законодательством).
4. Размер вреда определяется при:
- недостаче – как разница между денежной оценкой имущества,
числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия;
- списании имущества сверх установленных норм (нормативов,
лимитов) – как разница между денежной оценкой фактически списанного
имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с
актами законодательства;
- излишней выплате (переплате) денежных средств – как
разница между фактически выплаченными денежными средствами и денежными
средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства;
- недоплате (недополучении) денежных средств – как разница
между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами
законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными;
- ухудшении характеристик имущества, в том числе в случае его
разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно
восстановление характеристик имущества, – исходя из стоимости данного
восстановления (в том числе ремонта, необходимого комплектования). При этом
восстановление характеристик имущества считается экономически целесообразным,
если стоимость восстановления не превышает денежной оценки имущества в
соответствии с пунктом 3 настоящего Положения на дату причинения вреда;
- отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии
с актами законодательства, – как разница между стоимостью, определенной в
соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было
реализовано;
- завышении (занижении) фактически оплаченной по сравнению с
определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии)
стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) – в размере выявленного
завышения (занижения);
- изменении, не предусмотренном актами законодательства,
условий договора государственной закупки в случае его заключения
и (или) исполнения в части объема (количества) предмета
государственной закупки (за исключением увеличения объема (количества)
предмета государственной закупки при соблюдении пропорционального увеличения
его стоимости), цены договора государственной закупки – как разница между
фактически полученными поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежными
средствами и денежными средствами, подлежащими получению по договору
государственной закупки с учетом требований законодательства;
- нарушении порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения,
отклонения предложений в процедуре государственной закупки, закупки
за счет собственных средств, повлекшем неправомерное решение о выборе
участника-победителя (за исключением случая, связанного с неправомерным
применением к товарам (работам, услугам) участника, выбранного
участником-победителем, преференциальной поправки) и заключение договора
с таким участником, – как разница между фактически выплаченными
денежными средствами (в пределах цены договора, сформированной
по результатам процедуры закупки, без учета ее увеличения при исполнении
договора) и ценой предложения (ставкой при проведении электронного
аукциона, в том числе с учетом преференциальной поправки
в случае ее применения) участника, который должен был быть признан
победителем;
- неправомерном заявлении участником о праве
на применение преференциальной поправки при участии в государственных
закупках, закупках за счет собственных средств (в случае применения
такой поправки), а также невыполнении в случаях, установленных актами
законодательства, обязательств и условий в связи с применением
преференциальной поправки – как разница между фактически полученными
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежными средствами (в пределах
цены договора, сформированной по результатам процедуры закупки, без учета
ее увеличения при исполнении договора) и ценой предложения (ставкой при
проведении электронного аукциона, в том числе с учетом
преференциальной поправки в случае ее применения) участника, который
должен был быть признан победителем.
В случае если в соответствии с законодательством бухгалтерский
учет субъектом хозяйственной деятельности не ведется и (или) отсутствуют
документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из
регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей,
исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары
(работы, услуги), информации, содержащейся в специальных отечественных и
зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных
материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (в том числе
размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет). При наличии
двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на
идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о
наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда.
5. Определенный в соответствии с настоящим Положением
вред взыскивается в порядке, установленном законодательством.