Положение о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 февраля 2004 г. № 88
О реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга
(в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 281; от 28 марта 2006 г. № 182; от 12 января 2007 г. № 23; от 23 января 2009 г. № 53; от 24 мая 2018 г. № 200)
В целях защиты экономических интересов государства постановляю:
1. Утвердить Положение о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга (прилагается).
2. Установить, что дивиденды, начисляемые хозяйственным обществом на долю в уставном фонде (акции), переданную (переданные) государству при реструктуризации задолженности этого общества согласно настоящему Указу, не подлежат обложению налогом на доходы и в полном объеме зачисляются в соответствующий бюджет.
3. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку:
- обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Указом;
- принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Указа.
4. Областным, Минскому городскому Советам депутатов в соответствии с настоящим Указом определить порядок реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в местные бюджеты.
5. Признать утратившими силу:
- Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 1999 г. № 530 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в бюджет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 70, 1/636);
- пункт 24 Указа Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 188 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 1/3612).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
|
УТВЕРЖДЕНО |
ПОЛОЖЕНИЕ
о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга
1. Настоящим Положением определяются условия и порядок реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты (далее, если не установлено иное, – бюджет), а также по кредитным договорам, заключенным с банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки), и прощения долга.
2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:
- задолженность – задолженность по платежам в бюджет, задолженность по кредитным договорам;
- задолженность по платежам в бюджет – сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пеням, начисленным за несвоевременный возврат таких ссуд и займов, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и процентам по ним, а также задолженности, возникшей в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов;
- задолженность по кредитным договорам – сумма обязательств в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками (по кредитам, процентам за пользование ими, иным обязательствам по кредитным договорам);
- прощение долга – полное безвозмездное освобождение банками организации-кредитополучателя от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам при отсутствии у нее возможности исполнить свои обязательства;
- реструктуризация задолженности – погашение задолженности хозяйственного общества по платежам в бюджет, задолженности организации-кредитополучателя по кредитным договорам при отсутствии у них возможности погасить такую задолженность.
3. Реструктуризация задолженности может осуществляться:
- по платежам в бюджет путем увеличения уставного фонда хозяйственного общества в пределах имеющихся у него источников собственных средств с передачей акций (долей в уставном фонде) в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы;
- по кредитным договорам путем:
- увеличения уставного фонда хозяйственного общества в пределах имеющихся у него источников собственных средств с передачей акций (долей в уставном фонде) в собственность банка;
- передачи участниками хозяйственного общества акций (долей в уставном фонде) в собственность банка;
- частичного освобождения банком организации-кредитополучателя от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам.
Реструктуризация задолженности по кредитным договорам может осуществляться любым из способов или одновременно несколькими способами, указанными в части первой настоящего пункта.
При реструктуризации задолженности в соответствии с абзацами вторым, четвертым и пятым части первой настоящего пункта не применяются требования, установленные в подпункте 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».
При реструктуризации задолженности в соответствии с абзацами четвертым и пятым части первой настоящего пункта банки:
- вправе в бухгалтерском учете до дня отчуждения приобретенных акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества в качестве их справедливой стоимости определять цену приобретения;
- обязаны осуществить отчуждение акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества в течение 5 лет со дня их приобретения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
4. Реструктуризация задолженности хозяйственного общества осуществляется при соблюдении в совокупности следующих условий:
- стоимость чистых активов данного общества после реструктуризации задолженности будет равна или превысит минимальный размер уставного фонда, установленный для соответствующего вида хозяйственных обществ;
- стоимость долей в уставных фондах (сумма номинальных стоимостей акций), передаваемых в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы либо банка, должна быть равна сумме реструктуризируемой задолженности или превышать ее. При этом доли в уставном фонде хозяйственного общества передаются по стоимости, не превышающей действительную стоимость этих долей, рассчитанную в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, а акции – по номинальной стоимости;
- реструктуризация задолженности по платежам в бюджет осуществляется в пределах сумм, предусмотренных в республиканском (соответствующем местном) бюджете на приобретение акций (увеличение уставных фондов).
5. Решения о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет принимаются:
Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в отношении задолженности по платежам в республиканский бюджет;
местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном местными Советами депутатов, в отношении задолженности по платежам в местные бюджеты.
6. Реструктуризация задолженности по кредитным договорам и прощение долга производятся в порядке, установленном локальными нормативными правовыми актами банка, на основании решений наблюдательного совета или общего собрания акционеров банка, принимаемых с учетом перспектив взыскания соответствующей задолженности и необходимости обеспечения финансовой устойчивости банка, если иное не установлено в части второй настоящего пункта.
Реструктуризация задолженности по кредитным договорам в соответствии с абзацами четвертым и пятым части первой пункта 3 настоящего Положения осуществляется на основании решений, принимаемых:
- Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, в случае, если организациями-кредитополучателями являются хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь;
- Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь и соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, в случае, если организациями-кредитополучателями являются хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам;
- местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном местными Советами депутатов, в случае, если организациями-кредитополучателями являются хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам.
В решениях о реструктуризации задолженности по кредитным договорам, принимаемых в соответствии с частью второй настоящего пункта, могут быть определены лица, которым банки могут отчуждать (передавать в залог) приобретенные акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ.
Отчуждение (передача в залог) акций (долей в уставных фондах) лицам, не указанным в этих решениях, без внесения изменений в такие решения не допускается.
В обосновании к проекту решения указываются причины реструктуризации задолженности и меры ответственности, принятые в отношении лиц, действия (бездействие) которых привели к необходимости подготовки этого решения.
7. Позиция представителей государства в органах управления банков и (или) организаций-кредитополучателей по вопросам реструктуризации задолженности по кредитным договорам, а также прощения долга определяется:
- Советом Министров Республики Беларусь в отношении банков и (или) организаций-кредитополучателей, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь;
- Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами в отношении банков и (или) организаций-кредитополучателей, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и административно-территориальным единицам;
- местными исполнительными и распорядительными органами в отношении организаций-кредитополучателей, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам.
8. Подготовка проектов решений о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет и проектов решений о реструктуризации задолженности по кредитным договорам, указанных в части второй пункта 6 настоящего Положения, осуществляется:
- государственными органами и иными государственными организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси в отношении реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет и кредитным договорам хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых переданы этим органам (организациям) в управление;
- областными (Минским городским) исполнительными комитетами в отношении реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, а также хозяйственных обществ без доли государства в уставном фонде, находящихся на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
- местными исполнительными и распорядительными органами в отношении реструктуризации задолженности по кредитным договорам хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам.
9. Для подготовки проектов решений о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет и проектов решений о реструктуризации задолженности по кредитным договорам, указанных в части второй пункта 6 настоящего Положения, хозяйственное общество направляет в государственный орган (организацию), названный в пункте 8 настоящего Положения, заявление с указанием условий реструктуризации задолженности с приложением:
- решения высшего органа управления хозяйственного общества об обращении за реструктуризацией задолженности;
- решения наблюдательного совета или общего собрания акционеров банка (при реструктуризации задолженности по кредитным договорам);
- расчета величины уставного фонда, образуемого в процессе реструктуризации задолженности, и информации о достаточности у хозяйственного общества источников собственных средств для такой реструктуризации;
- копии годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за предыдущий год;
- копии промежуточной квартальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на последнюю отчетную дату;
- аудиторского заключения по результатам аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за предыдущий год, если такая отчетность в соответствии с законодательными актами подлежит обязательному аудиту;
- выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней (при реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет);
- справки о расчетах по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам, исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь (при реструктуризации задолженности по платежам в республиканский бюджет).
При необходимости государственные органы (организации), названные в пункте 8 настоящего Положения, вправе запросить у хозяйственного общества дополнительные материалы, необходимые для подготовки проектов решений о реструктуризации задолженности.
10. В трехмесячный срок со дня вступления в силу решения о реструктуризации задолженности хозяйственного общества Совет Министров Республики Беларусь, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган и (или) банк, а также хозяйственное общество обеспечивают:
- увеличение уставного фонда хозяйственного общества;
- передачу-прием соответствующих акций (долей в уставном фонде) в собственность Республики Беларусь и (или) административно-территориальной единицы либо банка;
- внесение необходимых изменений в учредительные и другие документы хозяйственного общества;
- участие представителей государства (банка) в органах управления хозяйственного общества.
Интернет-ресурсы
- Портал Президента Республики Беларусь
- Совет Министров Республики Беларусь
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
- Национальный фонд технических нормативных правовых актов
- Цены производителей сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС
- Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система
- Государственная система каталогизации продукции Республики Беларусь
- Портал BELARUS.BY
- Кибербезопасность. Как не стать жертвой преступника
- Четверть века белорусской государственности
- Преимущества использования электромобилей
- Портал информационной поддержки экспорта
- Страхование экспортных рисков