Главная   / /   О министерстве  / /   Комиссия Минсельхозпрода по противодействию коррупции

Типичные нарушения, выявленные проверками управления ведомственного контроля Минсельхозпрода за 2016 год

Обзорная информация

о типичных нарушениях, выявленных проверками управления ведомственного контроля Минсельхозпрода за 2016 год

РАЗДЕЛ I.

ПРОВЕДЕНО ПРОВЕРОК

За отчетный период с целью своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства, устранения условий им способствующим, управлением ведомственного контроля Минсельхозпрода (далее — управление) проведено 16 проверок, в том числе в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности — 14 проверок, 2 проверки — по поручениям органов уголовного преследования. Из 16 проверенных организаций 4 являются бюджетными, 7 — открытые акционерные общества с долей собственности государства, 5 — республиканские унитарные предприятия и объединения.

Проверки проводились в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, на основании координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, постановлений (письменных обращений) правоохранительных органов, а также с учетом  требований Указа Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».

В ходе проверок проверялись вопросы принятия должностными лицами предприятий, организаций и акционерных обществ, доли (акции) которых переданы в управление Минсельхозпроду, действенных мер по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства, а также обеспечение сохранности, целевого и эффективного использования имущества в подведомственных организациях. В обязательном порядке проводился анализ по выявлению неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций. Давалась оценка эффективности (достаточности) принимаемых мер руководителями всех уровней управления по недопущению нарушений законодательства, неэффективному использованию денежных средств и фактам бесхозяйственности.

В частности, в 15 организациях установлены нарушения законодательства которые привели к финансовым потерям, подлежащих возмещению (восстановлению) в бюджет или на счета организациям на общую сумму 57,7 тыс. рублей, в том числе в результате нарушения бюджетного законодательства — 13,1 тыс. руб., недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей — 14,5 тыс. рублей.

По материалам проверок наложено административных штрафов на общую сумму  3,75 тыс. руб. (привлечено 3 юридических лица и 17 должностных лиц).

Штрафы налагались за следующие административные правонарушения:

- нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности (часть первая статьи 12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ);

- нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности (статья 11.77 КоАП РБ);

- применение в сфере метрологии неисправных средств измерений (спидометры автомобильные), не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку (часть вторая статьи 23.13 КоАП РБ);

- нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы работникам, в том числе отпускных (часть первая статьи 9.19 КоАП РБ) и другие нарушения.

Всего по результатам проверок привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 63 должностных лица.

РАЗДЕЛ II.

О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В ходе проверок выявлялись однотипные нарушения законодательства Республики Беларусь, а именно: недостачи и излишки товарно-материальных ценностей; занижение арендной платы и не начисление пени за несвоевременное перечисление платежей по договорам аренды; не принятие мер по возмещению убытков, связанных с содержанием жилых помещений в общежитиях, предоставленных работникам негосударственных организаций; законодательства о закупках; незаконное списание топлива на автомобили; необоснованное получение денежных средств на командировочные расходы; завышение размеров выплат годовых бонусов и других выплат руководителям организаций; нарушения законодательства о труде; неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей, в том числе, при оплате коммунальных услуг и другие нарушения. Также специалистами ведомственного контроля были вскрыты нарушения бюджетного законодательства.

К примеру, в ГУ «Минская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» выделенные из республиканского бюджета денежные средства в сумме более 10 тыс.руб. были использованы с нарушением бюджетного законодательства, вследствие включения в бюджетную смету завышенных сумм косвенных расходов на оплату коммунальных услуг. В 2015 году- первом полугодии 2016 г. не были выставлены ссудополучателю суммы коммунальных платежей к возмещению за сданные в пользование помещения. Указанные незаконные расходы возмещены в республиканский бюджет в полном объеме.

В ОАО «Белгипроагропищепром» установлены случаи не истребования организациями возмещения убытков в полном объеме предприятиями (организациями) негосударственной формы собственности, связанных с содержанием жилых помещений в общежитии предоставленных своим работникам, что явилось нарушением пункта 54 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269. Также в названном обществе за счет прибыли, в нарушение условий коллективного договора и без наличия договоров найма жилых помещений, возмещались расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, превышающие возмещаемые жильцами суммы. По результатам проверки незаконные расходы, произведенные за счет прибыли на сумму более 3 тыс.руб. возмещены на счет названного общества. 

В ходе проверки устанавливались случаи наличия просроченной дебиторской задолженности по уплате арендаторами арендных платежей за коммунальные услуги. Анализ просроченной дебиторской задолженности показал, что основной причиной наличия данной задолженности явилось не предъявление (несвоевременное предъявление) санкций со стороны организаций – арендодателей к арендаторам за просрочку платежей в соответствии с договорами аренды. По результатам проверки принятыми мерами часть задолженности погашена, к некоторым арендаторам выставлены иски о возмещении (с учетом процентов) через экономические суды, с некоторыми — договора аренды расторгнуты.  В частности, в ОАО «Могилевпромбурвод» за период 2013 – 2015 гг. не было дополучено арендной платы от сдачи в аренду производственного участка (в части возмещения налога на землю) в общей сумме 2 166 руб. По результатам проверки сумма занижения арендной платы возмещена полностью.

В ходе проверок выявлялись нарушения законодательства, имеющие коррупционные признаки. Так, в ходе проверки РУП «Гомельгосплемпредприятие» было установлено, что бывшим руководителем Кривошеем А.В. для ремонта личного дома использовались электроматериалы, закупленные за счет средств предприятия. Кроме того, данным руководителем был скрыт факт дорожно-транспортного происшествия, произошедшего в 2013 году, виновником которого он являлся. Расходы по ремонту нового (гарантийного) автомобиля, получившего повреждения в результате указанного ДТП, в сумме 4217 руб. были необоснованно отнесены на затраты предприятия. За указанные нарушения Следственным комитетом Республики Беларусь в отношении уволенного руководителя возбуждены 4 уголовных дела, которые в настоящее время переданы в суд. Кроме того, на данном предприятии были установлены факты оформления фиктивных командировок, в том числе в Российскую Федерацию. Сумма командировочных расходов с учетом процентов возмещена виновными лицами.

В ГУ «Жировичская сортоиспытательная станция» бывшим руководителем учреждения и его заместителем оформлялись путевые листы на служебный и специальный легковые автомобили на периоды, когда они не эксплуатировались, а находились в ремонте, а сами руководители были в отпусках. В результате внесения в путевые листы недостоверных сведений было незаконно списано 2657 литров дизтоплива на общую сумму 3 268 руб. Денежные средства возвращены в кассу учреждения.  На момент проверки в названном учреждении не были оприходованы агрегаты от списания трактора: двигатель, коробка переменных передач, кабина, два задних колеса (оприходованы в ходе проведения проверки).

Установлены нарушения законодательства при несоблюдении условий заключенных контрактов с руководителями предприятий, что привело к незаконным выплатам денежных средств. Так, двум руководителям акционерных обществ (ОАО «Барановичипромбурвод» и ОАО «Слуцкпромбурвод») в августе 2013 г. была произведена выплата годовых бонусов по итогам работы за 2012 год в размере 12 должностных окладов, сложившихся на момент выплаты, в то время как контрактами предусмотрена выплата в должностных окладах, сложившихся в отчетном году (2012 год).  В результате нарушений условий контрактов руководителям названных акционерных обществ были незаконно завышены выплаты по годовым бонусам на сумму 2 839 руб. и 2 680 руб. соответственно. Однако они в добровольном порядке отказались возвращать незаконно полученные денежные средства. В целях принятия мер реагирования Минсельхозпродом через прокуроров Минской и Брестской областей были предъявлены иски о возмещении руководителями названных обществ необоснованно полученных сумм годовых бонусов. В результате предпринятых действенных мер суммы незаконно выплаченных годовых бонусов по решениям судов погашаются виновными лицами.

В ходе проверок выявлялись излишки и недостачи товарно-материальных ценностей. Анализ причин их возникновения указывает на формальный подход отдельных должностных лиц организации при проведения инвентаризаций, а также ослабленный контроль со стороны руководителей за работой инвентаризационных комиссий, наличие нарушений в постановке бухгалтерского учета. Кроме того, проверки показали, что на многих предприятиях не было соблюдено законодательство при оформлении инвентаризационных описей (в инвентаризационных ведомостях отсутствовали подписи членов инвентаризационных комиссий, а также материально-ответственных лиц; не со всеми материально-ответственными лицами оформлялись договора о полной материальной ответственности и т.д.).

Например, некоторых организациях продолжительное время не проводились годовые инвентаризации активов и обязательств. В результате чего, были установлены случаи, когда в нарушение законодательства суммы реконструкции (модернизации) не относились на увеличение стоимости основных средств, а производилось начисление амортизации по неэксплуатируемым объектам основных средств (ГУ «Белорусская МИС», ОАО «Слуцкпромбурвод», ГУ «Минская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»). При этом, указанные нарушения влияли на определение налогооблагаемой базы объекта налогообложения и могли привести к наложению штрафных санкций на предприятия. Нарушения устранялись в ходе проверок.

Отсутствие контроля в организациях за объемами потребленных ресурсов приводило к необоснованным расходам на их оплату снабжающим организациям. Так, в ходе проверки ГРУП «Желонь» было установлено, что в течении 2012 — 2016 годов должностными лицами предприятия представлялись в КУПП «Минскводоканал» завышенные данные о расходе воды, что привело к необоснованным расходам на сумму 5,9 тыс. руб. По результатам проверки КУПП «Минскводоканал» произвел возврат  сумму переплаченных средств.

По-прежнему выявляются нарушения в организации проведения государственных закупок и закупок за счет собственных средств предприятий.

Проверками было установлено, что в ОАО «Белгипроводхоз» и РУП «ГИВЦ Минсельхозпрода» в нарушение подпункта 2.1. пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершении отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» и Положения о порядке закупок за счет собственных средств, в информационной системе «Тендеры» на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» не были размещены в открытом доступе объявления о закупках.

Проверками выявлялись нарушения установленных законодательством сроков выплат отпускных, а также сумм, причитающихся уволенным работникам (ОАО «Белгипроагропищепром, ГРУП «Желонь, ОАО «Барановичипромбурвод»).

Установлены случаи переплаты командировочных расходов. При этом на предприятиях оформление первичных документов (командировочных удостоверений, авансовых отчетов) осуществлялось с нарушением требований законодательства, а именно: к бухгалтерскому учету принимались недооформленные авансовые отчеты (не подписаны подотчетными лицами; не были приложены соответствующие документы, подтверждающие расходы, либо документы, не соответствующие датам проезда и нахождения лиц в командировках; в командировочных удостоверениях отсутствовали расшифровки подписей лиц, подтверждающих дату выбытия и прибытия из командировки и т.д.).

Проверками установлены нарушения законодательства при составлении государственной статистической отчетности, а также факты ее искажения (форма 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов») в ГРУП «Желонь» и РУП «Белгипроводхоз», в части отражения сумм просроченной дебиторской задолженности.

Предприятиями допускались нарушения нормативных правовых актов Республики Беларусь при обращении с отходами производства (не было организовано хранение отработанных минеральных масел; вышедших из эксплуатации автомобильных и тракторных шин). Отсутствовали инструкций по обращению с отходами производства и разрешения на их хранение и захоронение. Не назначались ответственные лица за координацию работ по обращению с отходами производства, не проводилась их инвентаризация.

Не обеспечивалось выполнение требований законодательства к состоянию площадок для хранения лома и отходов черных и цветных металлов. Не проводилась систематическая очистка территории от накопившегося лома и отходов черных металлов.

По результатам проверок организациям подведомственным Минсельхозпроду направлены требования об устранении выявленных нарушений законодательства. Осуществляется контроль за их устранением.

Информация направляется с целью своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства Республики Беларусь, в том числе коррупционной направленности, устранению условий им способствующим.

Смотреть все
Отраслевые ресурсы