Комплекс мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 апреля 2019 г. № 268
Об утверждении комплекса мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы
(в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019г. №524)
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить комплекс мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы (далее – комплекс мер) (прилагается).
2. Определить:
2.1. ответственным заказчиком комплекса мер Министерство сельского хозяйства и продовольствия;
2.2. заказчиками комплекса мер Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство архитектуры и строительства, облисполкомы, Минский горисполком, Национальную академию наук Беларуси, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности.
3. Министерству архитектуры и строительства, облисполкомам, Минскому горисполкому, Национальной академии наук Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ, Белорусскому государственному концерну по производству и реализации товаров легкой промышленности представлять в Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 10 марта года, следующего за отчетным, отчет о реализации комплекса мер.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия представлять в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, отчет о ходе реализации комплекса мер.
5. Финансирование мероприятий комплекса мер осуществлять в рамках соответствующих государственных программ в агропромышленном комплексе в пределах средств, предусмотренных на их реализацию.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь А.Турчин
|
УТВЕРЖДЕНО |
КОМПЛЕКС МЕР
по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комплекс мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы (далее – комплекс мер) разработан в целях обеспечения более полной занятости сельского населения, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и промышленной продукции.
На 1 января 2019 г. у субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства*, имелось 87,6 тыс. овец 11 разводимых пород (романовская, прекос, тексель, иль-де-франс, мериноландшаф, суффолк, литовская черноголовая, немецкий мерино, лакаюне, дорпер, асканийская) и их помесей с полутонкой и грубой шерстью, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 18,4 процента и личных подсобных хозяйствах граждан – 66,2 процента.
______________________________
* Для целей комплекса мер термин «субъекты, осуществляющие деятельность в области агропромышленного производства» используется в значении, определенном в Указе Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике».
За 2018 год субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, произведено 121,1 тонны шерсти, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 12,8 процента и личных подсобных хозяйствах граждан – 69,3 процента.
Основное направление в овцеводстве республики – мясное. В республике половину племенного поголовья составляют овцы мясошерстных пород (прекос – 31 процент от общего поголовья, иль-де-франс – 16, тексель – 13,7 процента) и романовская порода – 10 процентов. В последнее время набирают популярность породы мясного направления продуктивности, эти породы обладают отличными приростами живой массы у ягнят, высоким убойным выходом, отличными вкусовыми качествами мяса (оно практически не имеет характерного запаха баранины), высокими воспроизводительными способностями маток (не менее двух ягнят на овцематку в год).
Овцеводство является неотъемлемой частью экономического производства большинства государств мира. Благополучие отрасли ведущих овцеводческих стран (Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай, Турция и другие) базируется в основном на производстве шерсти, доля которой в общей стоимости овцеводческой продукции составляла до 2000 года 70–80 процентов. Начиная с 1990 года спрос на шерсть стал постепенно уступать спросу на более дешевые хлопковые и синтетические волокна.
Наиболее развито овцеводство в странах с умеренным климатом, где не требуются затраты на строительство теплых помещений и консервирование на стойловый период травяных кормов в виде сена, силоса, сенажа. Такие условия климата превалируют в южном полушарии Земли, где овцеводство является главной отраслью животноводства, основной продукцией которого является шерсть и баранина.
В европейских странах в последние годы стоимость производимой баранины превалирует над стоимостью шерсти и достигает 90 процентов от общей стоимости овцеводческой продукции, причем 80 процентов реализованной баранины составляет мясо молодняка текущего года рождения.
В связи с этим перспективы производства баранины должны рассматриваться в двух направлениях:
- первое – удовлетворение потребностей внутреннего рынка;
- второе – осуществление крупных экспортных поставок.
Необходимо отметить, что в сложившихся экономических условиях в Республике Беларусь успешное развитие агропромышленного комплекса находится в прямой зависимости от уровня интеграции различных отраслей сельскохозяйственного производства. В условиях регулируемого рынка восстановление овцеводства должно рассматриваться как необходимость более полного и рационального использования кормовых и трудовых ресурсов страны для производства дешевой животноводческой продукции. Потребность промышленности Республики Беларусь в шерсти и овчинах, наличие природных и трудовых ресурсов в совокупности подтверждают актуальность развития овцеводства в экономически обоснованных пределах. Учитывая мировые тенденции, в овцеводстве республики наиболее приемлемыми и перспективными являются мясное и мясошерстное направления продуктивности овец.
Решение задач комплекса мер будет способствовать достижению Республикой Беларусь целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в том числе по ликвидации голода, обеспечению продовольственной безопасности, улучшению питания и содействию устойчивому развитию сельского хозяйства, а также позволит частично обеспечить организации, входящие в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности, шерстью и овчинами для производства широкого ассортимента товаров.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСА МЕР
Целью комплекса мер является полное удовлетворение потребностей населения Республики Беларусь в баранине, осуществление поставок продукции овцеводства на экспорт, а также частичное импортозамещение по шерсти и овчинам для организаций, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности.
Для увеличения численности овец в 2019–2025 годах планируется приобретение из-за пределов республики 37,2 тыс. голов племенных пород овец, обладающих высоким генетическим потенциалом по получению товарной продукции овцеводства для дальнейшего их разведения и поставки 18,5 тыс. голов молодняка в сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и гражданам, осуществляющим деятельность по ведению личных подсобных хозяйств. Численность овец к 2025 году увеличится в 2 раза и составит 169 тыс. голов.
Для рентабельного ведения овцеводства важно учитывать доступность кормов и наличие пастбищ. Содержание овец в основном будет осуществляться на пустующих землях, в этих целях будет задействовано около 80 тыс. гектаров естественных луговых угодий. Использование выпаса овец на данных территориях будет способствовать не только получению продукции овцеводства, но и улучшению состояния лугов и пастбищ, предотвращению их закустаривания.
Для размещения овец планируется проведение реконструкции 29 помещений, а также возведение 78 овцеводческих помещений.
В целях обеспечения технологичного производства продукции овцеводства на период восстановления данной отрасли предлагается оказывать государственную поддержку в виде выплаты из местных бюджетов субсидий на единицу реализованных и (или) направленных в обработку (переработку) овец и шерсти овечьей.
К 2025 году объемы реализации овец (в живом весе) по всем каналам сбыта составят 2,3 тыс. тонн, что позволит расширить ассортимент видов мяса и мясной продукции, поставляемой на внутренний и внешний рынки.
Исходя из поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание республиканских отраслевых регламентов по технологии производства мяса овец, производства шерсти, получения овчин, позволяющих обеспечить рентабельность отрасли овцеводства;
- увеличение роста численности поголовья овец согласно приложению 1;
- реконструкция овцеводческих помещений согласно приложению 2;
- возведение овцеводческих помещений согласно приложению 3;
- увеличение объемов производства овечьей шерсти согласно приложению 4;
- увеличение объемов реализации овчин по всем каналам сбыта согласно приложению 5;
- увеличение объемов реализации племенного ремонтного молодняка овец субъектами племенного животноводства и его удешевление внутри республики согласно приложению 6;
- увеличение объемов реализации овец (в живом весе) по всем каналам сбыта согласно приложению 7;
- обеспечение объемов закупки и удешевления племенного ремонтного молодняка овец из-за пределов республики для субъектов племенного животноводства согласно приложению 8;
- обеспечение потребности в сельскохозяйственных угодьях для обеспечения поголовья овец кормами согласно приложению 9;
- обеспечение потребности в приобретении сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, согласно приложению 10;
- обеспечение поставок продукции овцеводства на экспорт.
Для выполнения данных задач необходимо:
- обеспечить выполнение мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы согласно приложению 11;
- финансовое обеспечение реализации мероприятий комплекса мер согласно приложению 12.
С развитием технологичного овцеводства будет обеспечено улучшение качественных характеристик его продукции и снижение себестоимости, что позволит в дальнейшем отказаться от субсидирования данной отрасли. Выход на безубыточную работу послужит мотивацией для сельскохозяйственных производителей к дальнейшему наращиванию численности овец, производству продукции овцеводства, а также обеспечению более полной занятости населения сельской местности.
Целевыми показателями настоящего комплекса мер являются темпы роста численности поголовья овец в Республике Беларусь.
ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСА МЕР
Финансовое обеспечение реализации мероприятий комплекса мер планируется в пределах средств, предусмотренных в рамках соответствующих государственных программ в агропромышленном комплексе.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий комплекса мер согласно приложению 12 составит 298 575 тыс. рублей, в том числе:
- 73 978 тыс. рублей – средства республиканского бюджета;
- 11 706,7 тыс. рублей – средства местных бюджетов;
- 55 130,3 тыс. рублей – собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
- 157 760 тыс. рублей – кредиты банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь».
Кроме того, на финансирование мероприятий комплекса мер могут быть направлены средства из иных источников, не запрещенных законодательством.
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер в рамках соответствующих государственных программ в агропромышленном комплексе ежегодно определяются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год с учетом индексов изменения цен и тарифов на товары (работы, услуги) и могут корректироваться при уточнении показателей республиканского и местных бюджетов в установленном порядке.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР, МЕХАНИЗМЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ
К основным рискам, которые могут оказать негативное влияние на достижение целей и решение задач комплекса мер, относятся:
- природно-климатические риски, обусловленные биологической природой используемых в сельском хозяйстве ресурсов и расположением Республики Беларусь в зоне рискованного земледелия, что способно привести к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, снижению эффективности деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, а также увеличению объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
- торгово-экономические риски, предусматривающие ценовые колебания на внутреннем агропродовольственном рынке, структурные изменения потребительских предпочтений, ограниченность каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что может стать причиной снижения финансовой устойчивости субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
- макроэкономические риски, причиной которых являются мировая финансовая нестабильность, снижение темпов роста экономики Республики Беларусь и уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, девальвация и деноминация национальной валюты, рост тарифов и цен на энергоресурсы, оборудование, минеральные удобрения, корма и другие материально-технические средства. Данные риски могут оказать негативное влияние на возможность финансирования мероприятий комплекса мер из различных источников в запланированных объемах, а также на ценовую конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
- операционные риски, связанные с невозможностью управления расходованием средств в рамках реализации комплекса мер из внебюджетных источников и республиканского бюджета.
Недостаток собственных оборотных средств субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, и средств из других источников (бюджетные средства, кредиты банков) для приобретения этими субъектами поголовья племенных овец из-за пределов республики, а также отсутствие финансовых средств для возведения и реконструкции овцеводческих помещений могут негативно отразиться на выполнении технологических регламентов производства продукции овцеводства, в результате чего к 2025 году возникнет риск недобора продукции овцеводства (шерсти, овчин, баранины).
|
Приложение 1 |
РОСТ
численности поголовья овец
(тыс. голов)
Наименование областей |
Фактическое поголовье овец на 1 января 2019 г. (по данным Белстата) |
Численность поголовья овец |
||||||
на 1 января 2020 г. |
на 1 января 2021 г. |
на 1 января 2022 г. |
на 1 января 2023 г. |
на 1 января 2024 г. |
на 1 января 2025 г. |
на 1 января 2026 г. |
||
Брестская |
19,1 |
19,8 |
20,5 |
21,0 |
21,5 |
22,5 |
23,5 |
25,0 |
Витебская |
14,9 |
15,7 |
17,0 |
19,5 |
23,2 |
28,6 |
33,6 |
38,0 |
Гомельская |
9,0 |
9,3 |
10,3 |
12,1 |
14,2 |
16,3 |
18,5 |
20,0 |
Гродненская |
15,5 |
16,0 |
16,8 |
18,4 |
20,8 |
22,1 |
24,8 |
26,0 |
Минская |
18,4 |
18,9 |
21,2 |
24,8 |
26,5 |
28,5 |
31,8 |
35,0 |
Могилевская |
10,6 |
10,7 |
11,1 |
13,2 |
15,1 |
17,8 |
21,0 |
25,0 |
Итого |
87,6 |
90,4 |
96,9 |
109,0 |
121,3 |
135,8 |
153,2 |
169,0 |
|
Приложение 2 |
ПОТРЕБНОСТЬ
в реконструкции овцеводческих помещений
Наименование областей |
Всего |
В том числе по годам |
||||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||||||||
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
|
Брестская |
10 |
5,0 |
9 |
4,5 |
1 |
0,5 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Витебская |
5 |
5,0 |
– |
– |
– |
– |
1 |
1,0 |
1 |
1,0 |
1 |
1,0 |
1 |
1,0 |
1 |
1,0 |
Гомельская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Гродненская |
7 |
3,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
Минская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Могилевская |
7 |
3,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
Итого |
29 |
17,0 |
11 |
5,5 |
3 |
1,5 |
3 |
2,0 |
3 |
2,0 |
3 |
2,0 |
3 |
2,0 |
3 |
2,0 |
|
Приложение 3 |
ПОТРЕБНОСТЬ
в возведении овцеводческих помещений*
Наименование областей |
Всего |
В том числе по годам |
||||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||||||||
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
помещений |
млн. рублей |
|
Брестская |
12 |
28,8 |
– |
– |
– |
– |
5 |
12,0 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
1 |
2,4 |
– |
– |
Витебская |
18 |
43,2 |
– |
– |
– |
– |
6 |
14,4 |
6 |
14,4 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
– |
– |
Гомельская |
12 |
28,8 |
– |
– |
– |
– |
5 |
12,0 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
1 |
2,4 |
– |
– |
Гродненская |
12 |
28,8 |
– |
– |
– |
– |
5 |
12,0 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
1 |
2,4 |
– |
– |
Минская |
12 |
28,8 |
– |
– |
– |
– |
5 |
12,0 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
1 |
2,4 |
– |
– |
Могилевская |
12 |
28,8 |
– |
– |
– |
– |
5 |
12,0 |
4 |
9,6 |
2 |
4,8 |
1 |
2,4 |
– |
– |
Итого |
78 |
187,2 |
– |
– |
– |
– |
31 |
74,4 |
26 |
62,4 |
14 |
33,6 |
7 |
16,8 |
– |
– |
______________________________
* Мощность одного помещения составляет около 800 голов.
|
Приложение 4 |
ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА
овечьей шерсти
(тонн)
Наименование областей |
Объемы производства по годам |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Брестская |
38,0 |
40,0 |
42,0 |
43,0 |
45,0 |
47,0 |
50,0 |
Витебская |
30,4 |
32,0 |
34,2 |
39,0 |
46,4 |
57,2 |
67,2 |
Гомельская |
18,0 |
19,0 |
20,6 |
24,2 |
28,6 |
32,6 |
37,2 |
Гродненская |
31,2 |
32,2 |
33,6 |
36,8 |
41,6 |
44,2 |
49,6 |
Минская |
36,8 |
37,8 |
42,4 |
49,6 |
53,0 |
57,0 |
63,6 |
Могилевская |
21,6 |
21,8 |
22,4 |
26,4 |
30,4 |
35,6 |
42,4 |
Итого |
176,0 |
182,8 |
195,2 |
219,0 |
245,0 |
273,6 |
310,0 |
|
Приложение 5 |
ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
овчин по всем каналам сбыта
(тыс. штук)
Наименование областей |
Объемы реализации овчин по годам |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Брестская |
6,1 |
6,3 |
6,5 |
6,7 |
7,2 |
7,5 |
8,0 |
Витебская |
5,2 |
5,5 |
5,5 |
6,3 |
7,5 |
9,2 |
10,8 |
Гомельская |
2,9 |
3,0 |
3,3 |
3,9 |
4,6 |
5,3 |
6,0 |
Гродненская |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
5,9 |
6,7 |
7,1 |
8,0 |
Минская |
6,4 |
6,6 |
6,8 |
8,0 |
8,5 |
9,2 |
10,3 |
Могилевская |
3,2 |
3,2 |
3,6 |
4,3 |
4,9 |
5,7 |
6,8 |
Итого |
28,8 |
29,8 |
31,1 |
35,1 |
39,4 |
44,0 |
49,9 |
|
Приложение 6 |
ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
племенного ремонтного молодняка овец субъектами племенного животноводства и его удешевление внутри республики
Наименование областей |
Всего |
В том числе по годам |
|||||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||||||||
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
||
Брестская |
3 105 |
621,0 |
436 |
87,2 |
434 |
86,8 |
440 |
88,0 |
445 |
89,0 |
450 |
90,0 |
450 |
90,0 |
450 |
90,0 |
|
Витебская |
3 859 |
771,8 |
59 |
11,8 |
300 |
60,0 |
500 |
100,0 |
600 |
120,0 |
700 |
140,0 |
800 |
160,0 |
900 |
180,0 |
|
Гомельская |
2 100 |
420,0 |
– |
– |
100 |
20,0 |
200 |
40,0 |
300 |
60,0 |
400 |
80,0 |
500 |
100,0 |
600 |
120,0 |
|
Гродненская |
2 831 |
566,2 |
31 |
6,2 |
200 |
40,0 |
300 |
60,0 |
400 |
80,0 |
500 |
100,0 |
600 |
120,0 |
800 |
160,0 |
|
Минская |
3 300 |
660,0 |
– |
– |
300 |
60,0 |
400 |
80,0 |
500 |
100,0 |
600 |
120,0 |
700 |
140,0 |
800 |
160,0 |
|
Могилевская |
3 343 |
668,6 |
143 |
28,6 |
200 |
40,0 |
400 |
80,0 |
500 |
100,0 |
600 |
120,0 |
700 |
140,0 |
800 |
160,0 |
|
Итого |
18 538 |
3 707,6 |
669 |
133,8 |
1 534 |
306,8 |
2 240 |
448,0 |
2 745 |
549,0 |
3 250 |
650,0 |
3 750 |
750,0 |
4 350 |
870,0 |
|
|
Приложение 7 |
ОБЪЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
овец (в живом весе) по всем каналам сбыта
(тонн)
Наименование областей |
Объемы реализации по годам |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Брестская |
277,2 |
287,0 |
294,0 |
301,0 |
315,0 |
352,0 |
375,0 |
Витебская |
231,4 |
243,8 |
249,9 |
288,6 |
345,7 |
429,0 |
507,4 |
Гомельская |
130,5 |
135,8 |
151,4 |
179,1 |
211,6 |
244,5 |
279,4 |
Гродненская |
221,0 |
228,8 |
246,9 |
272,3 |
309,9 |
331,5 |
374,5 |
Минская |
276,0 |
284,0 |
311,6 |
367,0 |
394,8 |
427,5 |
480,2 |
Могилевская |
159,5 |
161,1 |
163,2 |
195,4 |
225,0 |
267,0 |
317,1 |
Итого |
1295,6 |
1340,5 |
1417,0 |
1603,4 |
1802,0 |
2051,5 |
2333,6 |
|
Приложение 8 |
ОБЪЕМЫ ЗАКУПКИ И УДЕШЕВЛЕНИЯ
племенного ремонтного молодняка овец из-за пределов республики для субъектов племенного животноводства
Наименование областей |
Всего* |
В том числе по годам |
||||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||||||||
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
голов |
тыс. рублей |
|
Брестская |
3 500 |
4 469,8 |
500 |
638,5 |
500 |
638,6 |
500 |
638,6 |
500 |
638,5 |
500 |
638,5 |
500 |
638,5 |
500 |
638,6 |
Витебская |
10 050 |
12 834,9 |
250 |
319,3 |
300 |
383,1 |
400 |
510,8 |
2 000 |
2 554,2 |
2 500 |
3 192,8 |
2 500 |
3 192,8 |
2 100 |
2 681,9 |
Гомельская |
5 600 |
7 151,7 |
– |
– |
300 |
383,1 |
500 |
638,5 |
1 000 |
1 277,1 |
1 000 |
1 277,1 |
2 000 |
2 554,2 |
800 |
1 021,7 |
Гродненская |
4 510 |
5 759,7 |
10 |
12,8 |
– |
– |
500 |
638,6 |
1 000 |
1 277,1 |
500 |
638,5 |
2 000 |
2 554,2 |
500 |
638,5 |
Минская |
7 000 |
8 939,9 |
– |
– |
1 700 |
2 171,1 |
1 200 |
1 532,5 |
500 |
638,6 |
1 500 |
1 915,7 |
1 500 |
1 915,7 |
600 |
766,3 |
Могилевская |
6 540 |
8 352,3 |
– |
– |
– |
– |
500 |
638,6 |
1 000 |
1 277,1 |
1 000 |
1 277,1 |
2 000 |
2 554,2 |
2 040 |
2 605,3 |
Итого |
37 200 |
47 508,3 |
760 |
970,6 |
2 800 |
3 575,9 |
3 600 |
4 597,6 |
6 000 |
7 662,6 |
7 000 |
8 939,7 |
10 500 |
13 409,6 |
6 540 |
8 352,3 |
______________________________
* Финансирование мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на развитие племенного дела в животноводстве в рамках соответствующих государственных программ.
|
Приложение 9 |
ПОТРЕБНОСТЬ
в сельскохозяйственных угодьях для обеспечения поголовья овец кормами
(тыс. гектаров)
Наименование областей |
Потребность в сельскохозяйственных угодьях по годам |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Брестская |
9,1 |
9,4 |
9,7 |
9,9 |
10,4 |
10,8 |
11,5 |
Витебская |
7,5 |
7,9 |
8,5 |
9,8 |
11,6 |
14,3 |
16,8 |
Гомельская |
4,7 |
4,8 |
5,2 |
6,1 |
7,1 |
8,2 |
9,3 |
Гродненская |
7,2 |
7,4 |
8,4 |
9,2 |
10,4 |
11,1 |
12,4 |
Минская |
9,2 |
9,5 |
10,6 |
12,4 |
13,3 |
14,3 |
15,9 |
Могилевская |
5,3 |
5,4 |
5,6 |
6,6 |
7,6 |
8,9 |
10,5 |
Итого |
43,0 |
44,4 |
48,0 |
54,0 |
60,4 |
67,6 |
76,4 |
Примечание. Расчет проводился исходя из потребности на одну голову 0,5 гектара.
|
Приложение 10 |
ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИОБРЕТЕНИИ
сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства
Наименование областей |
Потребность |
|||||||||||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||||||||
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
единиц |
млн. рублей |
|
Брестская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Витебская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Гомельская |
3 |
1,0 |
– |
– |
1 |
0,3 |
2 |
0,7 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Гродненская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Минская |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Могилевская |
2 |
0,558 |
– |
– |
1 |
0,375 |
1 |
0,183 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Итого |
5 |
1,558 |
– |
– |
2 |
0,675 |
3 |
0,883 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Приложение 11 |
МЕРЫ
по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы
Наименование мер |
Сроки реализации |
Ответственные за реализацию |
1. Разработка республиканских отраслевых регламентов по технологии производства мяса овец, производства шерсти, получения овчин |
2019 год |
ГО «Белплемживобъединение», НАН Беларуси, УО «ВГАВМ», Минсельхозпрод |
2. Разработка комплекса мер по развитию овцеводства в областях |
2019 год |
облисполкомы |
3. Реконструкция овцеводческих помещений |
2019–2025 годы |
райисполкомы, облисполкомы, Минсельхозпрод |
4. Возведение овцеводческих помещений |
2021–2024 годы |
» |
5. Выделение из республиканского бюджета средств для закупки племенного ремонтного молодняка овец из-за пределов Республики Беларусь, в том числе в соответствии: |
|
облисполкомы, Минсельхозпрод (на конкурсной основе) |
с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196, в количестве 3560 голов |
2019–2020 годы |
|
с иными государственными программами, в количестве 33 640 голов |
2021–2025 годы |
|
6. Выплата надбавок из средств республиканского бюджета к закупочным ценам на овец и (или) шерсть овечью, закупаемых у населения организациями Белкоопсоюза, мясоперерабатывающими организациями и хладокомбинатами |
2020–2025 годы |
Минсельхозпрод, Белкоопсоюз |
7. Выплата субсидий из средств местных бюджетов на единицу реализованных и (или) направленных в обработку (переработку) овец и (или) шерсти овечьей |
2020–2025 годы |
облисполкомы |
8. Приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» |
2020–2021 годы |
райисполкомы, облисполкомы, Минсельхозпрод |
9. Обеспечение потребления не менее 3,2–3,8 кг сухого вещества с концентрацией обменной энергии 8,8–9,2 МДж в 1 кг на 100 кг живой массы овец, выделения в летний период на одну голову овец в зависимости от урожайности 0,35–0,5 га пастбищ |
2019–2025 годы |
райисполкомы, облисполкомы, НАН Беларуси |
10. Обеспечение субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, технологическими комбикормами в необходимом ассортименте и объеме |
2019–2025 годы |
облисполкомы, НАН Беларуси, Минсельхозпрод |
11. Увеличение в субъектах, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, поголовья овец до 169 тыс. голов |
2019–2025 годы |
райисполкомы, облисполкомы, Минсельхозпрод |
12. Обеспечение сдачи-приемки и переработки овец |
2019–2025 годы |
Белкоопсоюз, облисполкомы, райисполкомы, Минсельхозпрод |
13. Увеличение объема реализации овец субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, до 2333,6 тонны (в том числе мясоперерабатывающими предприятиями) |
2019–2025 годы |
райисполкомы, облисполкомы, Минсельхозпрод |
14. Обеспечение повышения квалификации специалистов субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, обучения работников по стрижке овец |
2019–2025 годы |
Минсельхозпрод, НАН Беларуси, облисполкомы |
15. Увеличение объема производства овчин до 49,9 тыс. штук |
2019–2025 годы |
райисполкомы, облисполкомы, Минсельхозпрод |
16. Обеспечение закупки (приемки) шкур овец и шерсти от субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по разведению овец, а также от населения в каждом районе с последующей поставкой организациям обрабатывающей промышленности |
2019–2025 годы |
Белкоопсоюз, облисполкомы, райисполкомы |
17. Обеспечение приемки и переработки (выделки) шкур овец, в том числе на давальческой основе |
2019–2025 годы |
РПУП «Витебский меховой комбинат», концерн «Беллегпром» |
18. Обеспечение первичной переработки (промывки) шерсти |
2019–2025 годы |
СООО «Ильичевская шерстомойка», Гомельский облисполком |
19. Проведение анализа выполнения мер по развитию овцеводства в Республике Беларусь на 2019–2025 годы и финансового обеспечения реализации мероприятий комплекса мер |
постоянно |
Минсельхозпрод, комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов |
|
Приложение 12 |
ФИНАНСОВОЕ
обеспечение реализации мероприятий комплекса мер
(тыс. рублей)
Наименование мероприятий, их частей |
Заказчики |
Срок выполнения, годы |
Источники финансирования |
Объемы финансирования по годам |
|||||||
всего |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
1. Выращивание, реализация и закупка племенной продукции (материала), включая удешевление стоимости выращивания и реализации племенной продукции (материала), племенными хозяйствами сельскохозяйственных организаций республики, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, осуществляющими деятельность по ведению личных подсобных хозяйств, закупке племенной продукции (материала), включая закупку по импорту: |
Минсельхозпрод |
2019–2025 |
республиканский бюджет, собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
58 348,2 |
1 279,1 |
4 433,4 |
5 780,4 |
9 337,5 |
10 908,0 |
16 024,5 |
10 585,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
республиканский бюджет* |
51 215,9 |
1 104,4 |
3 882,7 |
5 045,6 |
8 211,6 |
9 589,7 |
14 159,6 |
9 222,3 |
|||
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
7 132,3 |
174,7 |
550,7 |
734,8 |
1 125,9 |
1 318,3 |
1 864,9 |
1 363,0 |
|||
1.1. закупка из-за пределов республики племенного ремонтного молодняка овец племенными хозяйствами |
|
|
республиканский бюджет, собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
52 786,8 |
1 078,4 |
3 973,2 |
5 108,4 |
8 514,0 |
9 933,0 |
14 899,5 |
9 280,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
республиканский бюджет |
47 508,3 |
970,6 |
3 575,9 |
4 597,6 |
7 662,6 |
8 939,7 |
13 409,6 |
8 352,3 |
|||
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
5 278,5 |
107,8 |
397,3 |
510,8 |
851,4 |
993,3 |
1 489,9 |
928,0 |
|||
1.2. удешевление стоимости выращивания племенными хозяйствами ремонтного молодняка овец (ремонтных баранчиков и ярочек) и его реализация сельскохозяйственным организациям республики, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам, осуществляющим деятельность по ведению личных подсобных хозяйств |
|
|
республиканский бюджет, собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
5 561,4 |
200,7 |
460,2 |
672,0 |
823,5 |
975,0 |
1 125,0 |
1 305,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
республиканский бюджет |
3 707,6 |
133,8 |
306,8 |
448,0 |
549,0 |
650,0 |
750,0 |
870,0 |
|||
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
1 853,8 |
66,9 |
153,4 |
224,0 |
274,5 |
325,0 |
375,0 |
435,0 |
|||
2. Оказание государственной поддержки непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, включая выплату субсидий на единицу реализованных и (или) направленных в обработку (переработку) овец и (или) шерсти овечьей |
облисполкомы |
2020–2025 |
местные бюджеты |
11 706,7 |
– |
1 487,7 |
1 576,4 |
1 782,0 |
2 001,2 |
2 273,9 |
2 585,5 |
3. Выплата надбавок к закупочным ценам на овец и (или) шерсть овечью, закупаемые у населения |
Минсельхозпрод |
2020–2025 |
республиканский бюджет** |
22 762,1 |
– |
2 892,6 |
3 074,0 |
3 471,0 |
3 893,9 |
4 414,3 |
5 016,3 |
4. Реконструкция овцеводческих помещений |
облисполкомы |
2019–2025 |
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»*** |
17 000,0 |
5 500,0 |
1 500,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
9 000,0 |
5 500,0 |
1 500,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
|||
кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» |
8 000,0 |
– |
– |
1 600,0 |
1 600,0 |
1 600,0 |
1 600,0 |
1 600,0 |
|||
5. Возведение овцеводческих помещений |
облисполкомы |
2019–2025 |
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»*** |
187 200,0 |
– |
– |
74 400,0 |
62 400,0 |
33 600,0 |
16 800,0 |
– |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
37 440,0 |
– |
– |
14 880,0 |
12 480,0 |
6 720,0 |
3 360,0 |
– |
кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» |
149 760,0 |
– |
– |
59 520,0 |
49 920,0 |
26 880,0 |
13 440,0 |
– |
|||
6. Приобретение сельскохозяйственной техники на условиях финансовой аренды (лизинга) субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, за исключением граждан, ведущих личные подсобные хозяйства |
Минсельхозпрод |
2020–2021 |
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
1 558,0 |
– |
675,0 |
883,0 |
– |
– |
– |
– |
Итого |
|
|
республиканский бюджет, местные бюджеты, собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» |
298 575,0 |
6 779,1 |
10 988,7 |
87 713,8 |
78 990,5 |
52 403,1 |
41 512,7 |
20 187,1 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет |
73 978,0 |
1 104,4 |
6 775,3 |
8 119,6 |
11 682,6 |
13 483,6 |
18 573,9 |
14 238,6 |
|
|
|
собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства |
55 130,3 |
5 674,7 |
2 725,7 |
16 897,8 |
14 005,9 |
8 438,3 |
5 624,9 |
1 763,0 |
местные бюджеты |
11 706,7 |
– |
1 487,7 |
1 576,4 |
1 782,0 |
2 001,2 |
2 273,9 |
2 585,5 |
|||
|
|
|
кредиты банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» |
157 760,0 |
– |
– |
61 120,0 |
51 520,0 |
28 480,0 |
15 040,0 |
1 600,0 |
______________________________
* Финансирование мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на развитие племенного дела в животноводстве в рамках соответствующих государственных программ.
** Финансирование мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных на оказание государственной поддержки личных подсобных хозяйств граждан в рамках соответствующих государственных программ.
*** Финансирование мероприятий может осуществляться за счет кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и (или) банков с оказанием государственной поддержки в виде предоставления за счет средств местных бюджетов субсидий на уплату процентов по кредитам в порядке, установленном в подпункте 9.2 пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347.
Интернет-ресурсы
- Портал Президента Республики Беларусь
- Совет Министров Республики Беларусь
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
- Национальный фонд технических нормативных правовых актов
- Цены производителей сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС
- Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система
- Государственная система каталогизации продукции Республики Беларусь
- Портал BELARUS.BY
- Кибербезопасность. Как не стать жертвой преступника
- Четверть века белорусской государственности
- Преимущества использования электромобилей
- Портал информационной поддержки экспорта
- Страхование экспортных рисков